Со
следующего года в России могут появиться региональные банки с
ограниченным функционалом и упрощенным набором требований от регулятора.
Как ожидается, они облегчат доступ к финансовым ресурсам в регионах и
поспособствуют развитию конкуренции.
Трехуровневая система
О том, что регулятор планирует выделить региональные банки в новый вид
кредитных организаций, глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила на
Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге в конце июня. "К
этому виду могут быть отнесены относительно небольшие региональные
организации с ограниченным кругом наиболее простых банковских операций.
Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от
физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с
минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего
среднему и малому, того же региона", - пояснила глава ЦБ.
Таким
образом, в дальнейшем региональные банки могут быть отнесены к наиболее
приближенному "к земле" звену - в рамках новой трехуровневой системы, в
которой свои отдельные ниши также заняли бы системно значимые и
федеральные банки. При этом для последних предусматривался бы и
собственный набор требований, в том числе по части соответствия
международным стандартам.
Как ожидается, упомянутый законопроект
(на сайте ЦБ он был опубликован в конце июля) представят уже осенью
новому составу парламента, сформированному по итогам сентябрьских
выборов, рассказал "Вести.Экономика" председатель комитета Госдумы РФ по
экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству,
глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. И можно
надеяться, добавил он, что до конца 2016 г. парламентарии утвердят
данный документ, с тем чтобы он вступил в силу со следующего года. По
некоторым оценкам, к региональной группе могут быть отнесены свыше 200
банков. Хотя в огромной стране с десятками регионов, среди которых
немало депрессивных, подобных кредитных организаций, облегчающих доступ к
денежным ресурсам на местах, конечно, должно быть больше, оговорил
Аксаков.
По его мнению, упомянутые банки, способны оказать
позитивное воздействие на развитие регионов, в том числе за счет
усиления конкуренции. А чтобы и эти банки не превратились в те самые
"прачечные", с которыми регулятор в последние годы ведет активную
борьбу, также следует наладить соответствующий эффективный и жесткий
надзор. И в перспективе, вероятно, региональные банки было бы возможно
объединить с микрофинансовыми организациями, сделав более прозрачной и
управляемой также деятельность последних, уточнил депутат.
По
замыслу авторов проекта, кстати, в ходе намеченных преобразований надзор
за региональными банками не станет мягче, однако будет упрощен. В
частности, для них планируется уменьшить количество обязательных
нормативов, облегчив требования по раскрытию информации. Но при этом
такие банки смогут функционировать лишь в в рамках конкретных регионов и
лишатся права, например, осуществлять трансграничные операции. Правда в
подготовленном перечне их прав и обязанностей имеются определенные
неувязки, заметил Анатолий Аксаков. В частности, конкретизировал он, при
сохранении требования по минимальному капиталу в 300 млн руб. объем
активов предполагается ограничить 7 млрд руб. Тогда как, если капитал
кредитной организации составляет 1 млрд руб., то, по действующим
правилам, она может иметь активы в объеме до 10 млрд руб.
Территория или масштаб?
Впрочем, здесь многие эксперты полагают необходимым несколько
скорректировать ключевые подходы. В данном случае, как указал финансовый
омбудсмен Павел Медведев, поставленный во главу угла территориальный
принцип не представляется вполне оправданным. В том числе и потому, что
на практике достаточно сложно ограничить деятельность конкретного банка
рамками одного региона: скажем, если некое предприятие через банк
перечислило средства своему контрагенту, те затем без труда могут быть
переведены в какой-нибудь офшор. Очевидно, более правильно в подобных
обстоятельствах было бы руководствоваться не территориальными границами,
а масштабами самих банков. То есть следует вести речь именно о малых
банках, которые недопустимо подвергать уничтожению, предъявляя им
неподъемные требования. Аналогичный вариант ранее продвигала Ассоциация
российских банков, напомнил Медведев. Причем, ответил он, вряд ли было
бы правомерно смешивать упомянутые банки с микрофинансовыми
организациями, которые являются весьма специфическими структурами.
Объединить
малые банки с МФО невозможно также по причине разнящихся степеней
рисков, подтвердил директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий
Солодков. И призвал сосредоточиться на давно назревшем формировании в
России многоуровневой банковской системы, по примеру успешно
действующей в США, за создание которой, к слову, он сам неоднократно
выступал в последние годы. Соответствующие преобразования стали еще
более актуальными на фоне активизированной регулятором "банковской
чистки". Сейчас Центробанк порой отзывает по 2-3 банковские лицензии за
неделю. Если дело и далее пойдет такими темпами, то вскоре в стране
останутся одни госбанки, констатировал Солодков. Разумеется, согласился
он, риски от деятельности малых банков несопоставимы с потенциальными
системными угрозами со стороны крупных их собратьев. Но дабы исключить
возможный негатив, наряду с адекватным надзором регулятора, также
необходимо обеспечить и действенный контроль со стороны
правоохранительных органов, резюмировал Солодков.
С конца 2014
г., когда регулятор активизировал расчистку банковского сектора,
эксперты фиксируют и неизбежную его консолидацию. В 2015 г. регулятор
отозвал лицензии у 93 банков и НКО. И за текущий год уже лишились
лицензий 54 банка и 2 небанковские кредитные организации – это 7,6% от
общего числа действовавших лицензий (733).
Впрочем, споры о
том, как обеспечить развитие конкуренции между банками и, наряду с
крупными, также сохранить небольшие кредитные организации, многие из
которых подтвердили свою жизнеспособность в череде последних кризисных
периодов, начались еще раньше, в связи с инициированным прежним главой
Минфина Алексеем Кудриным поэтапным повышением минимального банковского
капитала. В последний раз, с 2016 г., планка была поднята до 300 млн
руб.
И теперь, похоже, за малыми банками также готовы
признать право на жизнь. При этом в последующих дискуссиях экспертам и
участникам рынка, очевидно, еще предстоит определить наиболее
оптимальную модель будущих преобразований, для практической отработки
которых предусмотрен двухлетний переходный период.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+