Одной из тем обсуждения в рамках деловой программы Восточного
экономического форума 2016 станет тема улучшения инвестиционного климата
на Дальнем Востоке. На протяжении последних лет Дальневосточные регионы
внедряют региональный инвестиционный стандарт: приняты инвестиционные
декларации, вводится механизм сопровождения инвесторов по принципу
одного окна, упрощаются административные процедуры. Как инвесторы
оценивают эффективность работы губернаторов по улучшению инвестиционного
климата? Что необходимо изменить в инвестиционной политике регионов
Дальнего Востока? Какие меры государственной поддержки инвесторов
предлагаются самими регионами, насколько они эффективны? Об этом в
преддверии ВЭФ корреспондент ИА «ТПП-Информ» беседует с Главой
республики Саха (Якутия) Егором Борисовым.
– Егор Афанасьевич, как Вы оцениваете инвестиционный климат в
республике и какие сферы экономического развития региона сейчас в
приоритете?
– Несмотря на достаточно напряженное время, мы подтверждаем нашу
готовность и открытость для совместной реализации самых разных проектов.
В последнее время проделана большая работа по созданию благоприятных
условий для инвесторов. Как результат Якутия третий год подряд входит в
число лучших регионов по поддержке малого предпринимательства в
Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах
России.
Значимая роль в этой работе отводится Агентству инвестиционного
развития и Корпорации развития Республики Саха (Якутия). В сфере
поддержки бизнеса у нас функционируют технопарки, бизнес-инкубаторы,
Центр кластерного развития. Определенное содействие оказывают финансовые
учреждения – Республиканская инвестиционная компания, Венчурная
компания «Якутия», Фонд развития малого предпринимательства,
«Алмазэргиэнбанк», региональная страховая компания «Стерх». И, конечно,
нашей надежной опорой в решении социально-экономических задач, крепким
мостом, связывающим власть и бизнес-структуры гражданского общества,
остается Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия).
– Как это отражается на показателе объёма инвестиционных ресурсов, вовлеченных в развитие экономики?
– С 2010 года в экономику республики привлечено более 1,5 триллиона
рублей инвестиций в основной капитал, в том числе около 200 миллиардов
рублей – только в 2015 году. Здесь прежде всего речь идет о реализации
крупных инвестиционных проектов в сферах добывающей промышленности,
транспорта, энергетики.
Для дальнейшего улучшения инвестклимата нам предстоит усилить
инфраструктурное обеспечение. Эту задачу предстоит решать в рамках
корректировки Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия), которая
должна стать частью Стратегии социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) до 2030 года.
Что касается приоритетных направлений работы, то сейчас это прежде
всего привлечение инвестиций в обрабатывающие и инновационные отрасли
экономики: нефтегазовый сектор, производство строительных материалов,
туристический комплекс, ИТ-деятельность, переработка продукции сельского
хозяйства.
– Год назад вступил в силу Федеральный закон о территориях
опережающего развития. Было много дискуссий, противоречивых мнений о
воплощении данной идеи в жизнь…
– Сегодня у нас практически создана ТОСЭР «Индустриальный парк
«Кангалассы». Это совместный проект федеральных, региональных и
муниципальных властей. Общий объём вкладываемых бюджетных средств
составляет 213,3 млн рублей. Мы ожидаем реализацию на данной площадке
проектов на сумму 3,5 миллиарда рублей частных инвестиций. И это только в
рамках заявленных на сегодняшний день двух десятков проектов.
Государство со своей стороны стопроцентно обеспечит все обязательства
для создания территории опережающего развития.
– Раз мы заговорили о государственно-частном партнерстве,
расскажите о своем видении дальнейшего развития республики в этом
направлении.
– Здесь республика на месте не стоит. Насыщенная работа в данном
направлении позволила Якутии подняться с 74-го на 14-е место в рейтинге
субъектов Российской Федерации по развитию государственно-частного
партнерства и стать передовым регионом Дальнего Востока.
Сейчас один из наших главных проектов в этом направлении –
строительство мостового перехода через Лену на условиях концессии. В
июне 2016 года в рамках третьего заседания российско-китайской комиссии
по инвестиционному сотрудничеству в Пекине он был включен в итоговый
протокол для совместной реализации. Также в этот протокол вошли проект
освоения Таёжного месторождения железных руд и поддержка малой авиации.
Вот вам конкретные примеры государственно-частного партнерства с
привлечением иностранных инвесторов.
На мой взгляд, сегодня не менее важно внедрение ГЧП при модернизации
коммунального комплекса, открытии мест в дошкольных образовательных
учреждениях, оказании медицинских услуг через систему ОМС и так далее. В
целом партнерство между властью и бизнесом в республике имеет
отчетливую социальную направленность.
– В сентябре будет отмечаться День предпринимательства в республике.
Как у вас осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса?
– Позитивные сдвиги происходят. 2015 год был объявлен в
республике Годом предпринимательства. В том числе благодаря этому
реализуется широкий набор инструментов поддержки малого бизнеса. Это и
инвестиционные займы, и предоставление микрозаймов на срок до трех лет.
Даем субсидии по возмещению расходов на оплату первого взноса по лизингу
оборудования, на его модернизацию. Также субсидируются затраты на
выплату процентов по кредитам, привлеченным в российских банках.
Одним из самых эффективных механизмов поддержки предпринимательства
является снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. В этих целях
установлены двухлетние налоговые каникулы для предпринимателей,
применяющих патентную и упрощенную систему налогообложения, в сферах
производства, социальной, научной деятельности и предоставления бытовых
услуг населению.
Предварительные итоги мы уже имеем – доля сектора малого и среднего
предпринимательства за пять последних лет в валовом региональном
продукте выросла с 6,7 до 13,3%. Оборот субъектов малого и среднего
предпринимательства увеличен на 33,4%. За этот период создано 13 тысяч и
сохранено более 20 тысяч рабочих мест.
– Можно ли утверждать, что такая динамика развития малого
предпринимательства во многом обусловлена мерами, реализованными в
области их государственной поддержки?
– Отчасти да. Объем финансирования мероприятий по поддержке малого и
среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) с 2010 года
вырос в 1,3 раза. В 2016 году на эти мероприятия будет выделено более 1
миллиарда рублей.
Но при этом надо отдать должное активной позиции самих
предпринимателей, их самоорганизации. Еще раз отмечу заслуги
Торгово-промышленной палаты Якутии под руководством Владимира Михайловича Членова,
который вместе с соратниками находится в постоянном контакте со всеми
бизнес-структурами, умеет слышать их идеи и предложения и делать все
возможное, чтобы интересы бизнеса не ущемлялись.
– Республика Саха (Якутия) в большей части относится к Арктической
зоне России. Насколько сложнее, на Ваш взгляд, развивать
предпринимательство в республике с учетом этой особенности?
– На первый взгляд очевидно, что арктические и северные территории
малоперспективны для успешного развития предпринимательства. Да, здесь
ведение бизнеса сопряжено с множеством трудностей и ограничений. Это
длительный период экстремально низких температур, неразвитая
транспортная инфраструктура, слабая заселенность территорий,
ограниченные рынки сбыта.
Но одновременно в Арктике имеется большой нераскрытый потенциал. Надо
учитывать, что это зона стратегических интересов страны. И самое
главное, здесь живут люди, растут одаренные дети, сохраняется уклад
жизни коренных народов.
Пока, кроме традиционных видов хозяйствования – оленеводства,
охотничьего и рыболовного промысла, добычи пушнины, – начинает
развиваться производство строительных материалов, переработка
сельскохозяйственной продукции. Определенный стимул этому придает
комплексная программа социально-экономического развития арктических и
северных районов Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Она
предусматривает мероприятия по содействию развитию малого
предпринимательства, использование местных природных ресурсов, знаний и
умений коренного населения.
Чтобы не быть голословным, отмечу, что поселения арктических и
северных районов республики выделены в самостоятельную группу. Для нее
размер потенциального дохода налогоплательщиков по патентной системе
налогообложения снижен в два раза. Также понижены ставки по упрощенной
системе налогообложения. Для тех, кто осуществляет деятельность на
территории арктических и северных районов, ставка понижена в три раза и
установлена в размере до двух процентов.
– Нашли ли отклик эти меры среди северян?
– Пока рановато говорить об окончательных итогах. Если не изменяет
память, то в прошлом году поддержано 70 инициатив субъектов малого
предпринимательства. В результате применения всего комплекса мер в
арктических и северных районах за 2015 год наблюдается рост численности
субъектов малого и среднего бизнеса на 7%. Оборот розничной торговли
увеличился на 5,5%, объем платных услуг населению – на 16,2%. Для
Арктики это неплохие предварительные показатели.
– Мы знаем, что для сокращения издержек в Якутии внедряются
энергосберегающие технологии. В частности, в рамках поддержки развития
наукоемкой энергетики было подписано соглашение о сотрудничестве с
компанией «Ростелеком». Какие точки роста появятся в регионе в ходе
реализации соглашения?
– Это часть большой работы по реализации государственной программы
Якутии «Энергоэффективная экономика на 2012–2017 годы и на период до
2020 года». Да, в республике одной из самых насущных проблем остаются
высокие затраты на жилищно-коммунальные услуги. Для сокращения расходов
внедряется практика заключения энергосервисных контрактов в бюджетных
отраслях и в многоквартирных домах.
В соответствии с соглашением «Ростелеком» будет участвовать в пилотных
проектах по разработке и внедрению региональной
информационно-аналитической системы топливно-энергетического баланса.
Разрабатывать другие информационные системы и базы данных, необходимые
для расчета энергоэффективности объектов, учета потребления
энергоресурсов.
– В настоящее время ведется корректировка программы
«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской
Федерации», где основным станет территориальный принцип и создание
«опорных зон». Как, на Ваш взгляд, это может улучшить экономическое
состояние региона?
– Республика поддерживает подход, предложенный Минэкономразвития
России. В нем мы видим взаимоувязанное применение всего комплекса
действующих инструментов территориального развития и механизмов
реализации инвестиционных проектов.
В качестве каркаса опорной зоны предлагается определить транспортную
систему на основе Северного морского пути, внутренних водных путей,
воздушного сообщения и автодорог. Ядром восточной части Севморпути
выступает морской порт в Тикси. Сейчас мы ставим вопрос о его
реконструкции, что обеспечит безопасный заход в порт морских судов с
осадкой до 10 метров. А объем грузопереработки может быть увеличен до
300 тысяч тонн в год.
Завершение строительства железнодорожной ветки до Якутска, развитие
судоходства по реке и возрождение морского порта Тикси открывают
перспективы создания самого короткого транспортного коридора из Азии в
Европу, что позволит сократить и сроки, и стоимость доставки грузов из
стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.
В составе Северо-Якуткой опорной зоны планируются проекты с общим
объемом инвестиций в 875 миллиардов рублей. Помимо сырьевых проектов,
одним из ключевых станет создание высокотехнологичного судостроительного
производства. Его особенность в том, что он территориально находится
вне Арктической зоны, но его идеология и задачи направлены на развитие
всего Севера.
– К Арктике приковано внимание экологов всего мира. Все изменения, в
том числе антропогенного характера, так или иначе отражаются на
глобальном климате. Республика не остается в стороне и от этой темы?
– Конечно, мы понимаем, что нельзя с наскока браться за освоение
территории с хрупкой экологической системой. Эффективное развитие
опорных зон требует серьезных научных исследований. Уже сейчас мы
приступаем к проведению масштабной комплексной экспедиции РАН в Якутию,
целью которой будет глубокое научное сопровождение комплексного развития
Якутии.
Мы сделаем все возможное, чтобы создание Северо-Якутской опорной зоны
имело мультипликативное воздействие на социально-экономическое развитие
арктических регионов. Будем привлекать инвестиции, создавать новые
рабочие места, формировать новую инфраструктуру в регионе, стараться
применять природосберегающие технологии. Все это направлено на одну
главную цель – повышение качества жизни на Севере, наращивание
человеческого капитала на основе принципов мировосприятия коренных
народов, относящихся к природе, как к родному дому. Ната Марк Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|