До 15 августа ведомства должны утвердить показатели результативности
и эффективности для внедрения в свою деятельность, таков вердикт
Минэкономразвития РФ. Устранять избыточные и дублирующие функции
контрольно-надзорных ведомств планируется с учётом мнения
бизнес-объединений. Представители бизнес-четверки войдут в рабочие группы для обсуждения данных вопросов.
Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов,
принимая участие в заседании подкомиссии по совершенствованию
контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов
исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению
административной реформы, заострил внимание на ходе исполнения
мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» по совершенствованию
контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы. Так, с апреля
по июнь текущего года по плану необходимо реализовать 28 мероприятий, и в
целом этот показатель ведомством выдержан и выполнен ответственными
органами в установленные сроки. Министерством уже подготовлен проект
постановления правительства о применении риск-ориентированного подхода
при организации отдельных видов государственного контроля. «Проект
внесен в правительство, в ближайшее время ожидаем его подписания», –
уточняет Савва Шипов.
В соответствии с разработками Минэкономразвития правительство
утвердило основные направления разработки и внедрения системы оценки
результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и
органов, ее осуществляющих. Также правительством утвержден план-график
реализации пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки в
семи федеральных органах исполнительной власти, которые с мая включились
в проект.
Принят 277-ФЗ, которым предусмотрено внесение изменений в базовый
294-й Федеральный закон о контроле в части возможности использования
риск-ориентированного подхода при организации и проведении внеплановых
проверок, возможности использования проверочных листов (контрольных
списков вопросов) при осуществлении госконтроля, а также обязательности
их использования для отдельных видов проверяемых субъектов.
Новым законом исключены возможности уклонения недобросовестных
хозяйствующих субъектов от проведения проверок, введена обязанность для
контрольных органов принимать положения о каждом виде государственного
контроля, а также административные регламенты их осуществления.
По административной реформе правительственной комиссией были
утверждены методические рекомендации по повышению результативности и
эффективности проверок.
Члены подкомиссии обсудили показатели результативности и эффективности
контрольно-надзорной деятельности, разработанные федеральными органами
исполнительной власти, участвующими в пилотном проекте, проведение
которого предусмотрено распоряжением правительства.
Представленные показатели в целом одобрены, а ведомствам-участникам
пилотного проекта рекомендовано дополнительно обсудить их на
общественных советах с учетом мнений экспертов ТПП РФ, «Опоры России»,
«Деловой России» и РСПП. До 15 августа ведомства должны утвердить приказами показатели
результативности и эффективности для их внедрения в свою деятельность.
Подкомиссией одобрены разработанные Минэкономразвития России с участием
экспертов рекомендации по необходимому содержанию нормативных
(распорядительных) правовых актов федеральных органов исполнительной
власти о внедрении и применении показателей результативности и
эффективности контрольно-надзорной деятельности.
«Проект рекомендаций – базовый подход к проведению работы по внедрению
системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной
деятельности в федеральных органах исполнительной власти. И по итогам
пилотного проекта рекомендации также будут доработаны», - отметил Савва
Шипов.
Участники заседания также поддержали предложение Минэкономразвития
России по созданию нескольких рабочих групп для рассмотрения предложений
по устранению дублирующих и избыточных функций контрольно-надзорных
органов. В круг задач рабочих групп войдет рассмотрение избыточных и
дублирующих функций контрольно-надзорных органов в отдельных отраслях
экономики и разработка альтернативных способов осуществления контроля.
Устранять избыточные и дублирующие функции контрольно-надзорных
ведомств планируется с учётом мнения отраслевых бизнес-объединений. Их
представители войдут в состав одной из рабочих групп, которые намерены
создать при подкомиссии для обсуждения данного вопроса.
«Мы понимаем, что большая работа была проведена, но есть и вопросы,
которые пока остались вне поля зрения подкомиссии, - подчеркнул
заместитель министра. - Поэтому предложил бы привлечь к этой работе
представителей отраслевых организаций».
Работа по устранению избыточных функций будет базироваться на тех
предложениях (их более полусотни), которые ранее Минэкономразвития
получило от представителей предпринимательского сообщества, федеральных
контрольных органов и Экспертного совета при Правительстве РФ. К 1
сентября итоговые предложения планируется представить в
Правительственную комиссию по проведению административной реформы.
А как у ФАС?
На примере антимонопольного ведомства эксперты Аналитического центра
при правительстве РФ рассмотрели вопрос мотивации государственных
органов и их сотрудников на достижение поставленных перед ними целей
государственной политики.
Анализ нормативных документов позволил экспертам определить три
основные группы ключевых показателей эффективности деятельности ФАС
России. Это 1) доля устраненных хозяйствующими субъектами нарушений в
общем числе выявленных нарушений антимонопольного законодательства и
выполненных постановлений в общем числе выданных, 2) частота отмены
решений ФАС России судами и 3) опросы различных групп участников о
деятельности ведомства и место ведомства в различных рейтингах.
Рассмотрев различные аспекты деятельности ФАС России и проведя
сравнительный анализ международного опыта работы антимонопольных
ведомств, эксперты отмечают, что оценивать показатели результативности
можно только с учетом институциональных, правовых и политических
ограничений, в которых принимает решение орган конкурентной политики.
Кроме того, с точки зрения успеха применения КПЭ принципиально важное
значение имеет внутренняя структура ведомства. Необходимо, чтобы у
каждого подразделения были обозначены свои приоритеты и направления
работы, функции разделены в явном виде, формирование бюджета
подразделений осуществлялось раздельно. Однако на практике реализовать
это довольно сложно, признаются эксперты Аналитического центра при
правительстве РФ.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что ФАС России является
одним из передовиков в части разработки системы мотивации структурных
подразделений, в ведомстве применяется многоуровневая система
показателей эффективности для территориальных управлений и центрального
аппарата. При этом ведомству есть, над чем работать. Некоторые показатели
пересекаются, а ряд показателей не являются уникальными только для
российского антимонопольного ведомства, хотя условия их применения в
различных странах и отличаются. Но наиболее важный вывод экспертов
заключается в том, что в наборе показателей ФАС наблюдается существенное
преобладание показателей непосредственного, а не конечного результата.
«Говоря о показателях конечного результата, следует отметить, что среди
КПЭ ведомства отсутствуют какие-либо показатели, отражающие частоту и
объем использования экономического анализа в деятельности ФАС России
(как элемент обоснованности и целесообразности вмешательства ведомства в
те или иные антимонопольные разбирательства), напрямую стимулирующие
сотрудников к его проведению», - отмечается в бюллетене. При этом
косвенно наличие такого стимула можно усмотреть в показателях частоты
отмены решений ФАС России судами, поскольку они в определенной мере
отражают обоснованность решений ведомства и качество аргументации в
расследуемых делах по сравнению с качеством аргументации компаний,
обжалующих решения ведомства в судах, отмечают аналитики.
Представляется, что именно над этим направлением, а именно над
выработкой и последующим внедрением в систему оценки эффективности
деятельности ФАС России показателя вклада в экономическое развитие
следует подумать в ходе совершенствования системы КПЭ ведомства. Такой
показатель может включать, например, оценку объема выигрыша потребителей
от предотвращения или устранения нарушения антимонопольного
законодательства, комментируют эксперты. Ната Марк, Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|