В четверг, 30 июня, на заседании правительственного комитета по вопросам экономической политики Украины было презентовано два сценария поведения экономики «незалежной» до 2019 года. Согласно расчетам чиновников, страна уже в следующем году должна добиться роста ВВП на 3%. При этом средства на финансирования приоритетных проектов должны удвоиться. Этот сценарий считается оптимистическим, но если украинские товары столкнутся с проблемами сбыта или низкими ценами на мировых рынках, то валовой продукт вряд ли увеличится больше, чем на 1,5%.
Впрочем, есть еще и кризисный сценарий, при котором ВВП Украины рухнет на 5%. В этом случае ожидается очередная девальвацией гривны до 38−40 грн. за доллар, а инфляция ускорится до 21−22%. Тогда безработица в «незалежной» станет тотальной, а приток иностранного капитала снизится до нуля. Произойдет это в том случае, если среднегодовая цена на российский газ не снизится, и не дай бог, сохранится на текущем уровне мировая цена на черные металлы.
Чтобы ВВП Украины вырос на оптимистические 3%, по мнению чиновников, на мировых рынках должны подорожать: удобрения на 7%, металл на 9%, кукуруза и пшеница на 3 и 4% соответственно. Однако, учитывая избыток металлургических мощностей в Китае, и увеличение экспорта сои и кукурузы из США, рассчитывать на удорожание не приходится.
Теперь о внутренней экономической политике «незалежной» по стимулированию роста ВВП. Речь идет не столько об инвестициях, сколько о госпрограммах развития. В «незалежной» на эти цели предлагается ежегодно направлять порядка 10% ВВП или примерно 20% всех казенных расходов. Речь идет о сотнях миллиардах гривен, с помощью которых соседняя страна должна, по мнению Киева, стать ведущей европейской державой.
В прошлом году кабмин Яценюка планировал потратить 197 млрд. грн. (примерно 9 млрд. долларов) на 38 действующих проектов. Однако в реальности из бюджета было выделено 29,8 млрд. грн., еще порядка 20,5 млрд. грн. пришлись на заемные средства, в первую очередь — от иностранных партнеров.
Самой успешной названа госпрограмма «Противодействие туберкулезу». На неё было направлено 1,4 млрд. грн., правда, деньги дал Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (примерно 1,059 млрд. грн.). Видимо, ЕС и США хотели таким образом успокоить жителей Старого Света, что из Украины в Евросоюз «заразу» не привезут.
8,4 млрд. грн. было потрачено на «Леса Украины», причем, в основном за счет средств иностранных лесопользователей, которым разрешили устанавливать цену на древесину. Понятное дело, вслед за этим в разы подорожали дровишки, и теперь ими особо не потопишь. Хотя несколько лет назад они было доступны селянам. И еще кабмин Украины не пожалел казенных грошей на исследования в Антарктике, увеличив на эти цели финансирование до 2020 года на 124%.
Что касается госпрограммы поддержки социально-экономического развития малых городов, на которые планировалось выделить 346 млн. грн., то её закрыли, не потратив ни копейки. Точно так же поступили с госпрограммами по приведению в безопасное состояние урановых объектов, строительства кораблей класса «корвет» по проекту 58250, реформирования системы учреждений для детей-сирот, развития украинского села. Всего «под нож» пошли 14 госпрограмм, шумно анонсированных и тихо аннулированных.
Еще на 9 программ, включая производство энергоносителей из возобновляемых источников энергии, реформирование железнодорожного транспорта, на приобретение доступного жилья, «Хоккей Украины» и «Школьный автобус», было потрачено в среднем по 3% от запланированного объема. Если считать по процентам, то больше всего денег пошло на реализацию «Договора об открытом небе», а самыми обделенными оказались правоохранительные и научно-технические программы.
«Если программа не выполнена, никто не несет ответственность за не достижение программных целей, — пишет Галина Калачова, эксперт VoxUkraine. — В законе написано — за госпрограмму отвечает госзаказчик — центральный орган исполнительной власти… Загвоздка в том, что механизм и правила привлечения к ответственности за невыполнение программы просто отсутствуют».
На главный вопрос статьи Галины Калачовой «Большие обещания: почему у госпрограмм в Украине низкий КПД?», читатели дали свои ответы.
«А вы бы вкладывали деньги в хату, в которой не будете жить? Это я о Порошенко и компании».
«Искоренять продажных чиновников нужно Кодексом уголовного права, а не бунтом западенских националистов, которые уверены, что они произошли от украинского Адама, а все остальные — непонятно, от кого».
«Учитесь, россияне, у нас, пока мы живы, тому, как не надо управлять страной»
Короче говоря, рассчитывать громадянам на госпрограммы, судя по всему, тоже не приходится.
Что касается инвестиций, то по плану украинского кабмина, в 2015 году ожидался приток иностранного капитала в размере не менее 10 млрд. долларов. В реальности — оказалось 3 млрд. долларов, и то, скорей всего, речь идет о деньгах местных олигархов, которые используют офшоры для ухода от налогов. Собственно, почему Америка и Европа не реализуют украинский план Маршалла, понять несложно. Судя по всему, у американцев нет уверенности, что они пришли в «незалежную» навсегда. А вот подразнить русского медведя — это всегда пожалуйста.
Еще после победы Виктора Януковича на президентских выборах в феврале 2010 года издание American Interest разродилось критической статьей. В целом, суть размышлений главреда Уолтера Рассела Мида заключалась в том, что значительная часть населения «незалежной», вопреки «промыванию мозгов», периодически будет ставить галочку в бюллетенях против фамилий «вражеских» кандидатов. И это несмотря на активность «купленной» оппозиции. Таким образом, для Америки Украина представляет собой неустойчивую землю, на которую нельзя вступать без оглядки на Москву.
По мнению Уолтера Рассела Мида, было бы неправильно игнорировать выводы всех прошедших выборов, поскольку дьявол кроется в деталях. Мол, все дело в недооценке пророссийской оппозиции, то есть «русского мира». Его представители, прежде всего, горожане восточной и центральной части страны не будут стрелять в безоружных людей, а в избирательных кабинках нанесут смертельный удар по Майдану, подытожил American Interest.
В этом плане низкий КПД госпрограмм «незалежной» и иностранные инвестиции, стремящиеся к нулю, являются индикаторными и говорят о нарастающем кризисе в соседней стране. В политике и в экономике, точно так, как и в медицине, основополагающим является правило «не навреди». В этом и заключается самый главный урок Украины для России.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: