Больше всего от брекзита, похоже, потеряет финансовая система Великобритании. Лондону угрожает лишение неофициального титула одной из финансовых столиц мира и потеря многомиллиардных доходов
Бизнесмены в очередной раз доказали, насколько они прозорливее букмекеров. Если вторые перед британским референдумом были уверены в победе сторонников Евросоюза, то первые, надеясь на лучшее, на всякий случай приготовились к худшему и, как выяснилось, оказались правы. Работники лондонского Сити, где, кстати, процент противников выхода из ЕС оказался одним из наиболее высоких по королевству – 75,3%, накануне голосования заказали номера в гостиницах по соседству с коммерческо-деловым районом, чтобы ночевать рядом с офисом на случай потрясений, которые могла спровоцировать победа сторонников выхода из ЕС.
Мудрость лондонских банкиров подтвердило и руководство иностранных банков и крупных зарубежных компаний, которые опять же – на всякий случай начали заранее подыскивать себе помещения во второй финансовой столице Европы – немецком Франкфурте, где, к слову, находится и штаб-квартира ЕЦБ, и куда они могут теперь скоро перебраться. Так что, по крайней мере, хотя бы часть негативных финансовых последствий брекзита, которыми власти запугивали британцев накануне референдума, может подтвердиться. Лондон вполне может лишиться почетного и очень доходного титула финансовой столицы не только Старого Света, но и, пожалуй, всей планеты.
Первые часы после закрытия избирательных участков в Великобритании на биржах царило спокойствие, потому что перевес был на стороне сторонников членства в Евросоюзе. Однако после того, как пошли сообщения о том, что стронники выхода из ЕС, большинство которых составляют простые рабочие и мелкие предприниматели, сильнее остальных страдающие от членства в ЕС; обходят римейнеров, на финансовых площадках начали появляться первые признаки паники. К раннему утру, когда рабочий день на Дальнем Востоке был в самом разгаре, на финансовых рынках началась полномасштабная паника.
Прежде чем говорить о цифрах, следует отметить, что рынки, по крайней мере, сегодня в первый день, без преувеличения можно сказать, новой Европы, пока еще только компенсируют спекулятивный рост последних дней перед референдумом, когда, особенно после убийства Джо Кокс неделю назад, римейнеры не только отыграли отставание, но и вышли вперед. Сейчас происходит корректировка и только после этого можно будет узнать об истинных последствиях, которые принес и еще принесет британской, европейской и мировой экономикам выход Великобритании из ЕС.
Сейчас, естественно, инвесторы с нетерпением ждут выступлений и комментариев сильных бизнесмира сего. Хотя в первые часы после брекзита, когда еще не рассеялся, так сказать, дым, их заявления делаются в основном для галочки, чтобы хотя бы простым словом попытаться успокоить рынки. Таким, к примеру, оказалось выступление Марка Карни, председателя правления Bank of England (BoE), главного британского банка. Он так же, как премьер Кэмерон и министры, заявил, что ничего сверхстрашного не произошло и что все находится под контролем. Мистер Карни заявил, что его заведение поможет финансовой системе Британии, как и положено, деньгами. Главный британский банкир даже озвучил сумму дополнительных средств, выделяемых банкам – четверть триллиона фунтов стерлингов.
Фунту, к слову, сейчас приходится очень тяжело. Британская валюта вынуждена отдуваться за желание большинства британцев жить отдельно от Европы. Он в пятницу в буквальном смысле рухнул. Последний раз за британский фунт давали 1,36 доллара треть века назад. Причем, в BoE боятся, что это еще не предел.
Точно таким же заявлением, как BoE, отметился и ЕЦБ. Главный европейский банк утверждает, что находится в постоянном контакте с центробанками всех европейских стран, контролирует ситуацию и тоже обещает дополнительную ликвидность.
Одним из последствий брекзита наверняка будет снижение кредитного рейтинга как всего королевства, так и британских банков. Агентство Moody’s первым из Большой тройки кредитных агентств отреагировало на результаты голосования на острове. Оно предупредило, что экономика и финансы Соединенного Королевства будут еще долго испытывать негативные последствия развода с ЕС, и намекнуло на понижение рейтинга британских долгов. Наверняка, такую же позицию занимают и остальные крупные кредитные агентства. К примеру, S&P, единственное из крупных агентств сохранившее за Британией наивысший суверенный рейтинг – ААА, заявило, что теперь его снижение неизбежно.
Первая статистика, как всегда, пришла с востока. На конец рабочего дня все крупные азиатские и тихоокеанские индексы понесли ощутимые потери: японский Nikkei 225 – 7,92%, гонконгский Hang Seng – 2,92%, китайский Shanghai Composite – 1,3%, австралийский S&P/ASX – 3,17%.
В Европе по понятным причинам обвал на биржах сильнее, чем в Азии. Главный британский индекс FTSE 100 обвалился в первые же минуты после открытия Лондонской биржи на 530 пунктов или на 8,4%. Это привело к потерям в 120 млрд фунтов стерлингов.
Примерно такое же падение и других основных европейских индексов в начале работы европейских бирж: французский САС потерял 8,5%, а немецкий DAX – 8%. К слову, за считанные минуты до начала работы DAX и вовсе предсказывали падение на 10%, но к счастью для инвесторов, потери оказались меньше. Антирекордсменом же в Европе оказался главный испанский индекс. IBEX 35 по состоянию на 14.00 по московскому времени упал на 11,7%.
По другую сторону Атлантики, где биржи еще не открылись, царят не менее тревожные ожидания. Аналитики, явно желая успокоить инвесторов, прогнозируют падение акций на 2,5%. В реальности же, скорее всего, падение будет значительно более сильным.
Рухнули цены не только на ценные бумаги, но и сырье. Цена барреля нефти марки Brent, от которого очень сильно зависит состояние российского рубля, опускалась временами почти до 48 долларов, т.е. на 5 с лишним процентов.