На последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета президенты стран ЕАЭС
утвердили основные ориентиры макроэкономической политики
государств-членов Евразийского союза на 2016-2017 годы. Согласно
документу, который был определен как антикризисный, среди всего прочего,
предполагается координация работ в рамках макроэкономической политики
для достижения трех основных целей: снижения уровня инфляции, сокращения
бюджетного дефицита и сокращения же государственного внешнего долга.
Эти три основные параметра тесно взаимосвязаны друг с другом, и
достижение каждого из них по отдельности крайне сложно.
И если вопросы инфляции и дефицита
бюджета являются наиболее серьезными для России и Казахстана, то в
Белоруссии сложилась несколько иная ситуация. Сегодня одной из
серьезнейших проблем в белорусской экономике является рост внешнего
долга страны при неумелом расходовании заимствованных средств.
Для начала необходимо напомнить, что в
мире вряд ли найдется государство, которое не имеет долга. Обычно страна
берет деньги для покрытия дефицита бюджета, и делать она это может как
на внешнем, так и внутреннем рынках. Совокупный внешний долг государства
представляет собой долговые обязательства страны перед иностранными
компаниями, банками и физическими лицами. В его структуре
государственный долг является фактором, который оказывает решающее
влияние на экономическую жизнь страны, так как органы государственного
управления должны не только вовремя оплачивать долги и проценты по ним,
но и уметь использовать средства, полученные за счет заимствований. И
если с первым у Белоруссии пока еще все в порядке, то вот со вторым
имеются существенные проблемы. К сожалению, официальный Минск так и не
научился эффективно использовать внешние и внутренние заимствования и
направляет их не на развитие экономики, а лишь на латание дыр в бюджете и
погашение дефицита платежного баланса.
Изначально Белоруссия, став
независимой, не могла рассчитывать на крупные заимствования из-за своего
низкого кредитного рейтинга, а потому долгие годы внешней долг
государства был довольно низким. Однако уже со второй половины 1990-х
годов ситуация стала меняться, и к 2015 году республика умудрилась
увеличить свой внешний долг более чем в 28 раз. Причем самый большой
скачок можно было наблюдать с 2006 по 2010 год, что связано с возросшим в
то время отрицательным сальдо текущего счета платежного баланса из-за
роста цены на нефть и газ, поступавшие из России.
Эту дыру белорусское руководство, не
желавшее перестраивать социально-экономическую модель страны, решило
заткнуть за счет внешних заимствований. За последнюю десятилетку валовый
внешний долг страны вырос с 7,990 млрд. долларов в I квартале 2007 г.
до 38,617 млрд. к I кварталу 2016 г. При этом самый большой прирост
продемонстрировал сектор государственного управления – правительство
умудрилось набрать долгов с 0,576 млрд. долларов до 13,497 млрд. В то же
время банки (в том числе и подконтрольный государству «Беларусбанк»)
привлекли из-за рубежа только 4,586 млрд. долларов на чистой основе, а
сектор экономики – 10,304 млрд.
Правда, необходимо отметить, что
нынешний долг Белоруссии не является рекордным – своего пика он достиг в
2014 году, когда республика была должна 40,802 млрд. долларов. Однако
этот факт вряд ли можно считать основой для оптимистических прогнозов.
Тем более если знать, что страна снова начала наращивать свою
задолженность: по итогам первого квартала стало известно, что долг
республики вырос на 361 млн. долларов по сравнению с началом года. И
общая цифра в 38,617 млрд. долларов не может не вызывать опасения, так
как внешний долг уже в 6,8 раза превышает объем иностранных активов
банковской системы, а относительно ВВП достиг исторического максимума –
73,6%. К слову, на начало года данный показатель равнялся 69,6%, а еще
два года назад отношение внешнего долга к ВВП было лишь чуть больше 50%,
что считалось одним из лучших показателей в Восточной Европе и СНГ.
Конечно, можно отметить, что внешний
долг страны представляет собой совокупность всех долговых
обязательств как государства, так и коммерческого сектора. Однако то,
что в белорусском долге более 40% составляют долги различных предприятий
и организаций, не должно никого вводить в заблуждение. Обязательства
белорусских предприятий, финансировавшихся из различных источников, в
том числе и за счет коммерческих кредитов, не являются автономными, так
как государство является одним из собственников большинства кредитуемых
организаций. Выплаты этих долгов напрямую или косвенно ложатся на бюджет
страны, а значит, и на всех белорусов. Таким образом, их предстоит
погасить в таком объеме, при котором на каждого жителя страны приходится
по 4065 долларов, что приблизительно равно среднегодовой зарплате по
республике.
И эта цифра будет только расти, так как
из-за низкой конкурентоспособности белорусских товаров на внешних
рынках, падения покупательской способности в России, снижения цен на
нефть и нефтепродукты, а также отсутствия кардинальных экономических
реформ в стране, будет и дальше наблюдаться значительный дефицит
платежного баланса. Таким образом, поступление валюты, в которой
номинирован внешний долг страны, будет только расти, тем более если
девальвация белорусской и российской денежных единиц продолжится.
Правда, если посмотреть на основных
кредиторов Минска, то с определенной долей вероятности можно сказать,
что у правительства все-таки есть шансы не довести республику до
дефолта. Дело в том, что в настоящее время в структуре кредитного
портфеля страны около 65% кредитов, которые были выданы ей в разные годы
правительством или банками России. Например, в прошлом году белорусы
получили от РФ в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте. В
то же время, например, от Китая поступило около 528 млн. долларов (в
основном в виде связанных кредитов), а от Всемирного банка – 72,9 млн.
долларов в виде целевых средств для финансирования строительства
инфраструктуры и прочих объектов.
В нынешнем году внешний белорусский
долг увеличился по большей части также за счет российских денег. Минфин
за первый квартал получил всех кредитов на сумму в 686,5 млн. долларов,
из которых 500 млн. долларов пришли от Евразийского фонда стабилизации и
развития (структура, контролируемая основным ее донором – Россией), 88
млн. – от правительства и банков РФ, 87,4 млн. – из Китая, и еще 11,1
млн. – от Международного банка реконструкции и развития. Более того,
подписанное 25 марта в Москве соглашение о выделении Белоруссии
кредитных средств Евразийским банком развития в размере 2 млрд. долларов
также можно рассматривать как средства, которые выделила Российская
Федерация.
И это совершенно нетипичная программа,
которая предусматривает финансирование «мер экономической политики и
структурных преобразований» на 2016-2017 годы. В основном средства,
которые в последние годы приходили из России, направлялись белорусским
руководством на погашение уже ранее полученных кредитов и процентов по
ним. Если учесть, какие отношения существуют между нашими странами и
насколько важна Белоруссия для функционирования ЕАЭС, то вполне можно
ожидать, что в случае катастрофической ситуации в Москве могут пойти на
кардинальную реструктуризацию долгов республики, дав ей возможность
вздохнуть свободнее. Единственной проблемой в данном случае будет то,
что белорусское руководство может не воспользоваться ситуацией, как и в
прошлые годы.
Как известно, по разным подсчетам,
только прямые государственные или коммерческие кредиты с 1990-х годов из
России в Белоруссию составили порядка 50 млрд. долларов, немалая часть
из которых до сих пор не отдана. Однако использование их оказалось по
большей части бездарным и ушло на популистские проекты правительства.
Но, несмотря на это, белорусские чиновники продолжают смотреть в будущее
с определенным оптимизмом. Например, месяц назад министр финансов
заявил, что страна к 2020 году планирует выйти на уровень внешнего долга
45% к ВВП и в дальнейшем продолжить его сокращение.
Правда, за счет чего это планируют
сделать в Минске, достоверно не известно. Тем более что доходы от
продажи нефтепродуктов и оставленные Россией нефтепошлины сегодня не
дают белорусам и половины той прибыли, на которую они рассчитывали
прежде. А ситуация тем временем продолжает только ухудшаться, даже
несмотря на то, что на днях рейтинговое агентство Moody's изменило
прогноз в отношении рейтинга необеспеченного долга Белоруссии
и суверенного рейтинга с негативного на стабильный.
Сегодня республика продолжает
оставаться чистым должником перед внешним миром, а внешние активы
Белоруссии гораздо ниже ее обязательств. В условиях, когда большинство
данных обязательств являются кредитами, направляемыми государством на
латание бюджетных дыр и выплату долгов, говорить об эффективном вложении
средств не приходится. Именно поэтому практически все международные
эксперты прогнозируют в республике падение ВВП по итогам года на 2,8-3%.
И это, по всей видимости, еще весьма оптимистичные прогнозы, так как по
итогам первого квартала падение уже достигло 3,6% и позитивных намеков
пока не видно.
Прямые иностранные инвестиции за этот
же период упали на 3,1%, а экспорт товаров и услуг по состоянию на 1
апреля потерял почти 16% по сравнению с прошлым годом. Доля убыточных
предприятий в белорусской промышленности уже составляет более 34%, а
золотовалютные резервы страны постепенно оскудевают – на конец первого
квартала они составляли всего лишь 4,2 млрд. долларов, то есть примерно в
3 раза меньше государственного долга страны. И все это происходит на
фоне роста задолженности белорусских предприятий и отрицательного сальдо
текущего счета. Для Белоруссии, которая имеет открытую экономику, такая
ситуация является крайне неблагоприятной, а страна все больше
затягивается в кредитную ловушку.
Необходимо отметить, что происходящее
сегодня в Белоруссии грозит серьезными проблемами не только самой
республике, но и ее партнерам по ЕАЭС. Любые потрясения в экономике
одного из членов Союза, так или иначе, отзываются и на других его
участниках. Поэтому от нынешних действий Минска зависит если не само
будущее ЕАЭС, то как минимум процесс его дальнейшего развития.
Исходя из этого, Белоруссии уже сегодня
необходимо начать работать над созданием стабильных источников притока
валюты в страну – улучшать климат для ведения бизнеса в стране,
привлекать инвесторов, готовых вкладывать в высокотехнологичное
производство, развивать частную инициативу, ориентированную на экспорт, а
также многое другое. Помочь белорусам в данном случае могут
существующие сегодня в рамках ЕАЭС механизмы, а также политическая воля
руководства страны. Без последнего республике будет сложно выйти из
сложившейся ситуации даже при поддержке со стороны России.
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|