Новости о том, что ядерный щит России постоянно пополняется новыми ракетами, сверхзвуковыми средствами доставки ядерных зарядов и т.д., радуют читателей регулярно. Но нельзя же забывать и о мирном атоме! В последнее время мировые новости на эту тему радуют ничуть не меньше. Давайте с ними ознакомимся.
Крупнейший владелец атомных электростанций в США, компания Exelon закрываетдве атомных станции в штате Иллинойс: эффективные частные собственники почему-то не могут дальше работать без государственной финансовой поддержки. АЭС «Clinton» запланировано закрыть 1 июня 2017 года, АЭС «Quad Cities» — на год позже. Обе станции ещё далеко не выработали свой ресурс: «Quad Cities» по проекту должна была работать до 2032 года, а «Clinton» была построена вообще лишь в 1987 году, и, соответственно, срок её работы составит лишь 21 год. Сообщается, что закрытие этих АЭС «приведет к увеличению оптовых затрат на электроэнергию примерно на 439-645 миллионов долларов в год».
Конечно, нельзя сказать, что в США АЭС лишь закрываются. Например, реактор блока №2 АЭС «Watts Bar» выведен на минимальный контролируемый уровень мощности, начало его коммерческой эксплуатации запланировано на конец июня текущего года. Интересно, что строительство блока было начато ещё в 1972 году. Стоимость достройки блока составила 4,7 млрд долларов, при этом после запуска получится, что самый новый блок по срокам постройки основан на технологиях 70-х. Конечно, что-то там должны были обновить, но то, что построили с 1972-го по 1985-й (строительство было заморожено до 2007-го), явно не содержит технологий XXI века, да и вообще проекты такой сложности на ходу не переделываются.
США имеют больше всех АЭС в мире, но при этом, похоже, уже не способны их эксплуатировать. В мае этого года компания Global Nuclear Fuel объявилао подписании контракта с дочерней компанией «Росатома» «ТВЭЛ» на изготовление топливных стержней для реакторов американского образца. «ТВЭЛ» разработали квадратный вариант топливных сборок ТВС (шестиугольных в исполнении для реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200), который может быть применён в реакторах PWR дизайна «Westinghouse». США эксплуатируют в настоящее время 35 таких реакторов, так что рынок серьёзный.
Одновременно отмечается, что производство урана в США упало
до уровня начала ядерной эры в 1950-х, при этом в феврале компания «Centrus»
(бывшая USEC) официально объявилаоб отказе разработки технологии по обогащению урана с помощью газовых
центрифуг. Причём «насовсем» — не только с увольнением сотрудников, но и демонтажем
оборудования.
Кстати, в 2008 году «Росатом» продал КНР завод по обогащению урана с центрифугами 6-го поколения. Китайцы давно известны во всём мире привычкой копировать чужие изобретения и игнорировать патенты и копирайты, но, имея целый работающий завод для изучения, так и не скопировали центрифуги до сих пор. В России же уже работают центрифуги 9-го поколения, и разработки по их усовершенствованию продолжаются.
Давайте вспомним, как проходило становление отрасли. Пересказывать полностью эту интересную историю не вижу смысла, дам ссылку на популярное изложение событий хорошим литературным языком и с юмором — часть 1, часть 2, часть 3, часть 4. Всего лишь одна цитата:
«…с 1973 советский топливный уран стал идти в Англию и Германию, с 1974 — в Испанию, Швецию, Финляндию, Италию, Швейцарию, Бельгию. "Техснабэкспорт" работал с точностью метронома… продолжали работать "сеточные" заводы в Штатах, в Англии и во Франции, производя идеологически правильный уран. Ватники в ответ не рассказывали основы марксистко-ленинской идеологии — откуда ватникам знать английский и французский? Уныло шмыгая носом, ватники просто меняли цифры на ценниках... "Неправильные" советские центрифуги на кило урана требовали в 50 (пятьдесят) раз меньше электроэнергии, чем замечательные диффузионные заводы, потому и себестоимость конечной продукции была меньше раз в 5-6. "Да-да, Маркс и Ленин ошибались, рынок — ваше всё, а мы — в тупике. Скоко тонн, говорите, отвесить-то?.. Валюту вот сюда, в авоськи складывайте. Да-да, права человека, свобода слова, мир-дружба-жвачка, вы только про аванс не забывайте..." …поборники невидимых руконог рынка нашли единственный способ остановить конкурента — врубить на полную катушку санкции и ограничения».
Пикантный нюанс: ведущий специалист по центрифугам, принимавший участие в советском проекте с самого начала, немец Конрад Циппе уехал на Запад и там сотрудничал с англо-голландским концерном Urenco. Центрифуги-то он им построил, но по качеству, КПД и прочим характеристикам к советским они даже не приближались.
Дефицит топлива для АЭС в США образовался задолго до наступившего сейчас кризиса. Ещё в 90-е, когда Горбачёв и Ельцин дружили со Штатами по полной, было заключено соглашение по поставкам урана в США, которое окончательно было выполнено лишь в 2013 году. Эта сделка вызывает комментарии прямо противоположного толка. Некоторые пишуто том, что «реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов… фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!». При этом игнорируют отсутствие рыночной стоимости оружейного урана в принципе — нет такого рынка, извините — и то, что американцам, понятно, оружейный уран не поставлялся, его разбавляли до топливного. Конечно, операция невыгодная, но запасов у нас было с большим избытком.
Другие пишут о том, что-де сделка была спецоперацией против США: мол, закупив много и дёшево, американцы забросили работы над собственными технологиями, и сейчас мы наглядно видим, как здорово всё получилось. На самом деле, думаю, в то время Россию откровенно распродавали и «сливали» в целом, поэтому подобная спецоперация выглядит неправдоподобно. Но при этом американцы действительно расслабились: на 20 лет обеспечены, а там уже и России-то не будет! Результат ошибочного прогноза мы видим сейчас. Вспомним, как всё было.
«По состоянию на 1991 год ситуация была такова: США обладали около 600 тонн оружейного урана и около 85 тоннами плутония. СССР же успели наработать около 1100-1400 тонн оружейного урана и 155 тонн плутония. Причем, количество ядерных зарядов у обеих стран в 4-5 раз превышает возможности о размещению их в тактических и стратегических носителях. То есть зарядов наготовили про запас, с избытком.
…Единственный газодиффузионный завод в Падуке по мощности производит всего лишь 8,5 млн ЕРР. А потребность всех построенных к 1979 году в США ядерных реакторов (после 1979 года в США реакторы не строились) составляла, согласно оценке от 11 до 12 млн. ЕРР в год. И этот единственный завод в США покрывал и производство оружейного, и производство реакторного урана. И с 1965 года ядерные электростанции США начали сжирать урана больше, чем США успевали обогащать. …Поэтому с 1979 года США перестали открывать новые АЭС — и на существующие урана не хватало».
При этом, производя ядерные заряды, в СССР как-то не озаботились заранее проблемой утилизации, а ведь естественный распад урана никто не отменял, и боеприпасы постепенно портятся. Более того, американцам подкинули дезу, что в России недостаточно природного урана для разбавления оружейного, и США принудили западных производителей природного урана Канады, Франции и Германии продать России 118 тысяч тонн природного урана «по специальной цене» — а всё потому, что в 1998 году США были вынуждены переработать на топливо для АЭС треть от запасов оружейного урана. Таким образом, даже если по деньгам сделка была и невыгодной, российские поставки обеспечивали более трети потребностей США, а в 2013 году они прекратились.
«Зелёная» мировая истерия во многом имеет причиной этот факт. В Европе закрывают АЭС (Швеция, например, отказывается от атомной энергетики полностью). Столь рекламируемые возобновляемые источники энергии имеют свою нишу, но локальную, и не более того. Япония после аварии «Фукусимы-1», случившейся очень вовремя для США, сократила количество своих реакторов с 54 до 3 (точнее, сначала выключила все, и с тех пор работу восстановили лишь три, последний — в январе этого года).
Можно вспомнить и производство плутония. Несколько лет назад СМИ пестрели статьями на тему «ужас-ужас, закрыли последний реактор в Железногорске по производству оружейного плутония!», старательно «забывая», что это был последний реактор такого типа не только в России, но и в мире вообще, и последние лет 15 она работал на производство электро- и теплоэнергии, давно выработав ресурс. Мы же сейчас интенсивно разрабатываем бридеры, где этот самый плутоний можно получать в промышленных масштабах:
«Россия движется к своей энергетической независимости планомерно и целенаправленно. Многие части проекта "Прорыв” уже реализованы (завод по производству МОКС-топлива, проект БН-800) или на стадии реализации (завод по переработке ОЯТ, проект БРЕСТ-300-ОД и проект БН-1200), а значит, есть уверенность, что рано или поздно ядерный цикл будет замкнут».
На фоне антиядерной истерии можно смело утверждать, что Россия добилась первенства в ядерной энергетике. Принятая программа развития энергетики до 2030 года предусматриваетувеличение доли атомных станций в производстве с 16 до 20-30%. По технологиям как обогащения урана, так и производства реакторов на быстрых нейтронах, мы впереди планеты всей — без какой-либо доли сарказма. В достаточно ближайшем будущем имеется реальная перспектива выйти на самодостаточность в этой отрасли, между тем как США плотно подсядут на «урановую иглу», а продвижение «альтернативной энергетики» приводит лишь к удорожанию энергии (и сверхдоходам лоббистов).
Умение сочетать военные разработки с гражданским производством, которого так не хватало в СССР, становится стандартом в России, и это в полной мере относится и к атомной отрасли.