Китай рассчитывает на железнодорожную экспансию за счет России
Будучи лидером по высокоскоростным железнодорожным перевозкам, Китай
готов реализовать подобные проекты и в России. При этом речь идет не
только об амбициозной идее по строительству магистрали Москва – Пекин: в
последнее время портфель российско-китайских инициатив в области
железнодорожного транспорта существенно увеличился.
Намерения
России реализовать проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва –
Пекин президент РЖД Олег Белозеров подтвердил еще в конце мая на встрече
с председателем правления Китайской железнодорожной корпорации (CREC)
Ли Чанцзинем. «Мы рассматриваем этот проект как важнейший этап
формирования высокоскоростного коридора Москва – Пекин. Кроме того, мы
видим в нем инфраструктурную основу для евразийской экономической
интеграции – развития Экономического пояса Шелкового пути», – заявил
Белозеров. В ответ китайская сторона выразила заинтересованность в
работе над другими проектами в России.
Парад мегапроектов
«Сейчас
стоимость ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,068 трлн рублей, а проект
ВСМ Москва – Пекин протяженностью 7769 км – в 7 трлн рублей»
Одно
из интересных предложений такого типа было сделано Ли Чанцзиню спустя
несколько дней – в ходе Российско-китайского форума малого и среднего
бизнеса, прошедшего в Сочи. Глава Китайских железных дорог и губернатор
Челябинской области Борис Дубровский договорились о создании рабочей
группы по строительству высокоскоростной магистрали Челябинск –
Екатеринбург. Предполагается, что ее загрузка составит 4,5–5 млн человек
в год, а путь между двумя крупнейшими городами Урала займет всего 1 час
10 минут. Эта линия рассматривается в качестве части ВСМ Москва –
Пекин, равно как и пилотная магистраль в этом коридоре Москва – Казань.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации будут
завершены уже в июне.
Скоростная железная дорога с участием
китайских инвесторов может быть построена и в Самарской области на
участке Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти в преддверии чемпионата
мира по футболу 2018 года. Меморандум о реализации этого проекта был
подписан 1 июня, но окончательное решение по нему китайцы должны принять
в августе. В настоящий момент рассматривается два варианта: либо
модернизировать существующую железнодорожную ветку с доведением скорости
движения поездов до 200 километров в час, либо построить новую со
скоростью уже 300 километров в час. Предложение совместно поработать в
Самарской области было озвучено китайским инвесторам совсем недавно – в
марте, когда вице-премьер Аркадий Дворкович посетил Азиатский
экономический форум в городе Боао.
Еще одна масштабная инициатива
была анонсирована на днях на Дальнем Востоке. Вице-президент Китайских
железных дорог Чжан Сянь и вице-президент российской группы «Сумма»
Вячеслав Бакаев подписали меморандум о создании совместного предприятия
по строительству внешней сухопутной транспортной инфраструктуры порта
Зарубино в Приморском крае. Из этого порта планируется отправлять в
Китай российские экспортные грузы, а также обеспечивать перевалку грузов
из северо-восточных провинций КНР в южные. Объем инвестиций в развитие
порта Зарубино должен составить более 200 млрд рублей. Правда,
относительно перспектив сотрудничества с китайцами глава «Суммы»
Зиявудин Магомедов заметил, что пока обсуждается только концепция.
Активное
сотрудничество с Китаем – сравнительно недавнее направление работы РЖД.
Меморандум о сотрудничестве по ВСМ Москва – Пекин был подписан в
октябре 2014 года, всего за несколько месяцев до отставки бывшего
президента компании Владимира Якунина, который славился любовью к
подобным мегапроектам. Однако в данном случае первоначальные намерения
Якунина были сравнительно скромными: построить ВСМ Москва –
Екатеринбург, причем впоследствии по финансовым причинам маршрут
сократился до отрезка Москва – Казань. Но многочисленные попытки главы
РЖД выбить средства на этот проект из федерального бюджета и тогда не
увенчались успехом. В ноябре 2013 года правительство приняло решение
отложить его реализацию до 2020 года, а затем премьер-министр Дмитрий
Медведев прямо заявил, что проект слишком дорогой (на тот момент он
оценивался в 928 млрд рублей).
Собственно, после этого в проекте и
появились китайцы, согласившиеся поучаствовать в нем на концессионных
началах. В момент подписания меморандума говорилось о готовности
китайских инвесторов вложить в магистраль Москва – Казань 400 млрд
рублей, а с российской стороны планировалось привлечь 380 млрд рублей из
федерального бюджета. Сейчас стоимость ВСМ Москва – Казань оценивается в
1,068 трлн рублей, а проект ВСМ Москва – Пекин протяженностью 7769 км –
в 7 трлн рублей. Ряд экспертов рынка железнодорожных перевозок
утверждают, что строить ВСМ с участием китайцев будет значительно
дешевле, чем в случае привлечения европейских партнеров.
Пассажиры вместо грузов
Для
Китая участие в проектах строительства ВСМ в России является логичным
продолжением «домашних» проектов, масштаб которых без преувеличения
грандиозен. За последние десять лет в КНР было построено порядка 19 тыс.
километров высокоскоростных железных дорог, а к 2020 году их
протяженность должна достичь 25–30 тыс. километров с общим объемом
инвестиций порядка 300 млрд долларов. В конце марта на совещании по
железнодорожному строительству вице-премьер Госсовета КНР Ма Кай
подчеркнул, что в период 13-й пятилетки (2016–2020 годы) необходимо
сохранить размеры капиталовложений в железнодорожную отрасль на прежнем
уровне.
Внешняя железнодорожная экспансия Китая началась несколько
лет назад. К примеру, в 2013 году было заявлено несколько крупных
проектов в Африке: строительство ветки Момбаса – Найроби в Кении
(стоимость – 4 млрд долларов), восстановление заброшенной магистрали
между столицей Эфиопии Аддис-Абебой и портом Джибути (3 млрд долларов) и
ряда других. Весьма активно китайские железнодорожники ведут себя и на
постсоветском пространстве. В рамках проекта Нового Шелкового пути было
запланировано строительство ряда железных дорог, соединяющих Китай со
странами Средней Азии. Одним из первых реальных свершений в этой серии
стало завершенное на днях строительство 19-километрового тоннеля через
перевал Камчик на востоке Узбекистана стоимостью 1,68 млрд долларов. Он
является самым крупным сооружением в своем классе в Центральной Азии и
обеспечивает железнодорожную связь Ферганской долины с остальной
территорией Узбекистана, а также с системой железных дорог Кыргызстана и
Китая.
В России очевидным приоритетом китайских железнодорожников
является строительство ВСМ, причем они готовы заходить в такие проекты
не только через «главный вход» – руководство РЖД и федеральное
правительство, но и через регионы. Например, в мае прошлого года
делегация из КНР предложила губернатору Приморского края Владимиру
Миклушевскому соединить скоростной железной дорогой Владивосток и
соседний китайский город Хунчунь.
«Совместных российско-китайских
инициатив в сфере развития железнодорожной инфраструктуры существует
множество, но китайская сторона зациклена на пассажирских ВСМ, – считает
генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей
Безбородов. – Уровень же вложений в инфраструктуру грузовых перевозок
пока существенно отстает от наших потребностей, хотя и РЖД, и
Казахстанские железные дороги готовы кратно увеличить транзит».
Об
этом, в частности, свидетельствует прошлогодняя статистика транзитных
перевозок грузов по Транссибу в направлении Китая. Несмотря на падение
внутрироссийских грузоперевозок, объем транзита в 2015 году вырос сразу
на 80% – до 400,6 тыс. TEU (20-футовый контейнерный эквивалент). А в
первом квартале текущего года транзит на Китай вырос еще на 58% в
сравнении с тем же периодом прошлого года.
Определенная
активизация транзита, способствующая развитию транспортно-логистической
инфраструктуры, есть и в обратном направлении. На недавнем
российско-китайском бизнес-форуме в Сочи вице-губернатор Калужской
области Алексей Лаптев сообщил, что благодаря участию компании Samsung,
китайского порта Далянь и правительства КНР удалось в три раза сократить
сроки доставки грузов из Китая в центральную Россию и дальше в Европу –
до станции Ворсино Калужской области грузы сейчас доставляются за 9,5
дней. По словам Лаптева, сейчас Россия и Китай прорабатывают ускоренный
маршрут железнодорожного транзита в Европу, в частности в Люксембург и
Копенгаген.
Железнодорожная дружба с Китаем может стать еще крепче
после очередного международного экономического форума в
Санкт-Петербурге, который состоится в этом месяце. Как сообщил несколько
дней назад Аркадий Дворкович, он не исключает, что во время этого
мероприятия с рядом компаний из КНР могут быть подписаны «знаковые
контракты».
2 июня 2016, 17:20 Текст: Николай Проценко http://www.vz.ru/economy/2016/... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|