На минувшей неделе делегация Приднестровья отправилась в
Берлин на переговоры в формате «5+2», а в самом Приднестровье не утихали
страсти вокруг темы валютного кризиса.
Правительство и
Центробанк настаивают на том, что нужно установить новый, максимально
приближенный к реальному, валютный курс. Верховный Совет, единственный
орган в ПМР, обладающий полномочиями по курсообразованию, настаивает на
сохранении прежнего официального курса и требует отставки главы
приднестровского центробанка Эдуарда Косовского. Между тем,
приобрести валюту в обменниках нереально, а на «черном рынке» стоимость
доллара зашкаливает за 15 приднестровских рублей за доллар, при
официальном (хотя и «притянутом за уши») курсе в 11 рублей.
Валютный кризис был центральной темой прошедших на неделе Госсовета, Совета безопасности, отдельной встречи президента с руководством Правительства, Приднестровского центробанка и Верховного совета. В местных СМИ распространялась информация о том, что совместно нащупываются некие варианты выхода из кризиса. Между тем, состоявшееся в среду заседание парламента показало, что готовность парламентариев взять на себя ответственность за антикризисные меры не созрела. Официальный курс, который до сих пор ценой непопулярных и активно критикуемых парламентом мер президента Евгения Шевчука удерживался стабильным почти пять лет, остался неизменным и теперь, но валюты для покупки гражданами нет, «черный рынок» расширяется, панические настроения набирают обороты.
Правительственная пресс-служба отстраненную позицию парламентариев назвала «нежеланием подмочить репутацию».
«Очевидно, что популистские лозунги не помогают решить проблему, а только нагнетают ажиотаж среди населения, что негативно сказывается на обстановке в обществе и создает условия для развития «черного» рынка валют», - говорится в сообщении пресс-службы Правительства ПМР.
Председатель Правительства Павел Прокудин публично признал, что сложившаяся ситуация «на руку» игрокам «черного рынка» и подтвердил по итогам встреч с парламентариями, что конструктивного диалога не сложилось. «Как и прежде, кто виноват – говорят, может, иногда и завуалировано, а что делать – не предлагают», - цитирует главу приднестровского правительства ИА «Новости Приднестровья».
Пресс-секретарь президента Людмила Грабчук выразила сожаление в связи с отсутствием сближения позиций с парламентариями и призвала последних «не искать «черную кошку» там, где ее нет». Позицию приднестровских парламентариев она назвала попыткой переложить ответственность с себя на другие органы власти и умышленного нагнетания ситуации.
Внутриполитические проблемы несколько отодвинули на задний план вопросы внешней политики. Между тем, после двухлетнего перерыва переговорная площадка по Приднестровью в формате 5+2 заработала вновь. В Берлине в течение двух первых июньских дней проходят встречи сторон конфликта (Молдавии и ПМР) при участии посредников (Россия, Украина, ОБСЕ) и наблюдателей (США и ЕС). Последний раз в официальном формате они собирались 4-5 июня 2014 года, а затем в переговорах наступил кризис, вызванный многочисленными односторонними шагами Молдовы. Основной проблемой стали политически мотивированные уголовные дела (около 200) в отношении приднестровских официальных лиц и предпринимателей. Долгий перерыв в переговорах «5+2» негативно сказался на взаимоотношениях Тирасполя и Кишинева – Молдавия перешла к саботажу диалога с Приднестровьем.
Возобновление формата «5+2» его участники назвали удачным результатом длительных усилий. Председательствующая в ОБСЕ Германия с начала года подталкивала стороны конфликта к активизации переговоров. К этому же Кишинев и Тирасполь призывала и Россия. Посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев предложил неформальный документ, в котором предложено наложить мораторий на уголовное преследование, что было положительно воспринято в Приднестровье.
Для реанимации формата «5+2» в Тирасполь неоднократно приезжал немецкий дипломат Корд Майер Клодт, который встречался и с Президентом ПМР Евгением Шевчуком, и со спикером приднестровского парламента Вадимом Красносельским. Лидер непризнанной республики выразил готовность к обсуждению проблем за столом переговоров для поиска компромиссных решений. При этом он неоднократно подчеркивал, что приднестровская дипломатия руководствуется принципами воли народа, который в ходе референдума 2006 года выбрал независимость и интеграцию с Россией. Два года назад во время Баварской конференции Евгений Шевчук заявил, что сторонам необходим «цивилизованный развод», который позволит не просто урегулировать конфликт, а разрешить его.
При этом никаких предложений по переговорам парламентарии не выдвигают, ограничиваясь дискредитацией власти. В этом преуспел даже известный сподвижник идеи нахождения Приднестровья в составе Молдавии Андрей Сафонов. Депутат с завидным упорством повторяет антипрезидентские лозунги, среди которых опять-таки обвинение в «госизмене» и «сдача» позиций Приднестровья.
Экс-министр иностранных дел Приднестровья, ныне Первая леди Нина Шевчук (Штански) в интервью «Свободной прессе» ранее отмечала по этому поводу, что
обнажение парламентариями внешнеполитических интересов обезоруживает
страну. Приднестровский дипломат констатировала:
В ходе последней встречи с представителем Германии спикер парламента Вадим Красносельский высказался за возобновление переговоров, однако не обозначил ни одного вопроса, который парламентарии считали бы нужным обсудить. Такой подход насторожил местных экспертов, которые также обращали внимание в своих блогах и в соцсетях на то, что Верховный Совет также не отреагировал на нарушение воздушного пространства ПМР румынскими летательными аппаратами. Парламент остался также пассивен в отношении вопроса установки совместного молдо-украинского таможенного поста, который, по сути означает замыкание кольца осады вокруг Приднестровья.
Российское издание «Русская Планета» отмечает, что такая позиция приднестровского парламента симптоматична по отношению к действиям Кишинева и связана с узкими интересами приднестровского крупного бизнеса.
«Верховный совет Приднестровья, избегая публичных реакций, вероятно, сигнализирует о своей потенциальной готовности к некоему взаимовыгодному партнерству с Молдавией, что может отражать позицию крупного бизнеса, поскольку торговать и зарабатывать приходится все же через Молдавию (предприятия холдинга либо там зарегистрированы, либо используют молдавские фирмы-посредники). Парламентарии, очевидно, не намерены злить Кишинев и создавать новые финансовые издержки своим спонсорам. То есть фактическая зависимость приднестровского бизнеса от Кишинева, оформлявшаяся с 2006 года, стала фактором, способным влиять на курс Приднестровья», - пишет «Русская Планета».
В этом ключе необходимо отметить, что практика уголовных дел, применяемая молдавскими правоохранительными органами в отношении приднестровских чиновников, была отведена от бывшего министра внутренних дел и нынешнего спикера парламента ПМР Вадима Красносельского. По его словам, прозвучавшим в эфире приднестровского Радио 1, уголовное преследование в отношении него со стороны Молдавии уже прекращено. При этом остальные фигуранты того же дела (конфликт с блокированием приднестровской железной дороги в 2006 году) - сотрудники правоохранительных органов ПМР по сей день разыскиваются по заявке Кишиневом Интерполом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 310
Рейтинг поста:
Лучше бы задались вопросом - кто присваивает валюту от внешнеэкономической деятельности?
что, ВС? ах нет? а кто?