Южные маршруты доставки российских энергоносителей в Европу остаются на повестке дня, заявил президент России Владимир Путин в статье, опубликованной 26 мая в греческой газете «Катимерини».
Глава
российского МИД Сергей Лавров в заявлении агентству «Спутник» 12 мая
подтвердил, что «Южный поток» ещё не списан со счетов и сослался на
Меморандум о взаимопонимании, подписанный в феврале 2016 года
«Газпромом», итальянской Edison и DEPA (государственная корпорация,
занимающаяся транспортировкой и распределением газа в Греции).
Меморандум предусматривает возможность возрождения проекта газопровода
ITGI (Interconnector Turkey — Greece — Italy) на участке, не
затрагивающем территорию Турции (IGI Poseidon), но не уточняет, где
будет заканчиваться газопровод, проложенный по дну Чёрного моря — в
Болгарии или Турции. Министр энергетики России Александр Новак во время
своего визита в Италию охарактеризовал проект IGI Poseidon как
«многообещающий», отметив, что мощность сухопутного участка газопровода
составит 9−16 млрд. куб. м в год, а отрезок, проходящий по дну
Ионического моря, позволит транспортировать 10−12 млрд. куб. м газа в
год.
Необходимость
исключения украинского транзита из схемы поставок российского газа в
Европу усиливается день тот дня. Даже если перевести оценки этой
геополитической, по сути, задачи в экономическую плоскость, транзит
оказывается совсем не дешёвым. А из-за позиции украинских властей вообще
может выйти за пределы рентабельности и даже разумности. Только в 2015
году Украина получила за прокачку российского газа в Европу 2 млрд.
долларов. Сначала Киев с 1 января 2016 года в одностороннем порядке
поднял тарифы на транзит газа по своей территории. До этого «Нафтогаз»
не раз говорил, что хочет получать не 2,7 доллара (как в 2015 году) за
транспортировку тысячи кубометров на 100 километров, а 5 долларов.
Назывался даже тариф в 7,9 доллара. Потом Киев назвал цифру в 4,5
доллара, ссылаясь на новую методику расчётов, которую он придумал сам.
Тогда как тариф на транзит прописан в контракте от 2009 года. Провокация
не прошла, но попытки «отжать» какие-либо нереальные платежи за свой
транзит становятся для Украины чем-то вроде национального вида спорта.
В
феврале с.г. директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко
заявил, что если в 2015 году «Газпром» заплатил 2 млрд. долларов за
транспортировку 67 млрд. куб. м по украинской территории, то в 2016 году
за тот же объём транзита «Газпром» должен заплатить в три раза больше –
6,1 млрд. долларов. Свой расчёт чиновник построил, исходя из
транспортировки 110 млрд. куб. м зарезервированных мощностей. Хотя опять
же в контракте ни слова не сказано о том, что «Газпром» обязан
прокачивать через Украину такие объёмы или о штрафах типа «качай или
плати». Не говоря уже о том, что транзитный тариф в этом контракте
абсолютно нерыночный.
Практического
решения об обходе Украины пока нет в основном из-за сопротивления
Евросоюза. «Газпром», ставящий задачу удержать за собой треть
европейского газового рынка, понимает, что пока без транзита через
Украину такие объёмы (по плану – 160 млрд. куб. м в 2016 г.) поставить
не удастся. Необходим какой-то альтернативный маршрут, который компания
активно ищет как на северном, так и на южном направлении.
Существуют
неплохие шансы на реализацию проекта «Северный поток-2» мощностью 55
млрд. куб. м в год. «Газпром» привлёк в консорциум BASF, E. On, Engie,
OMV и Shell. Реальность этого проекта высока, несмотря на сопротивление
Вашингтона и Европейской комиссии.
В
середине мая с. г. спецпосланник и координатор Госдепартамента США по
международной энергетике Амос Хохштейн пытался утверждать, что этот
проект якобы не является коммерческим, что Россия строит трубу
исключительно из политических целей – для «давления на Украину». На что
сразу получил убедительный ответ финансового директора «Северного
потока-2» Пола Киркорана, сообщившего на заседании Международного
делового конгресса в Петербурге, что «этот проект является экономически
обоснованным», а «тарифы на «Северный поток» гораздо ниже, примерно на
50%, чем через Украину».
Справедливости
ради нельзя не отметить и серьёзные риски проекта «Северный поток-2».
Это и позиция Европейской комиссии, которая будет всячески
препятствовать нормальному функционированию российского проекта. Это и
угроза получения нового транзитного монополиста, уже в лице Германии.
Безусловно, более цивилизованного, чем Украина, но всё же….
Вместе
с тем, несмотря на все риски, организация маршрута в обход Украины
стала острой необходимостью. Прежде всего, в связи с прекращением
действия в 2019 году транзитного договора с Киевом.
Для
организации обхода Украины наиболее рациональным решением
представляется всё же «Южный поток», который ориентирован на
Юго-Восточную Европу, где потребность в российском газе и новых
трубопроводах остаётся высокой. К тому же на российском берегу Чёрного
моря уже готова необходимая инфраструктура, стоившая немалых денег.
В
меморандуме 2016 года между «Газпромом», итальянской Edison и греческой
DEPA говорится об использовании результатов работ, проведенных Edison и
DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece —
Italy).
«Посейдон»
(Poseidon) — это морская часть проекта ITGI из Турции через Грецию в
Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного
газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до
реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется
от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего
проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд., а строительство его
морского участка — в € 350 млн.
Сегодня
альтернативы российскому топливу в Южной Европе фактически нет. Не
считать же таковой формально начатое на днях строительство газопровода
TANAP и его продолжения по Европе - Трансадриатического газопровода TAP.
В качестве сырьевой базы здесь предполагается Азербайджан (шельфовое
газоконденсатное месторождение Шах-Дениз), но из запланированных к
прокачке 18 млрд. куб. м газа 8 млрд. должны прийти на юг Италии. Для
Болгарии и Греции остаётся лишь по 1 миллиарду. Разумеется, ни та, ни
другая страна не сможет полностью удовлетворить свои потребности такими
объёмами. Других маршрутов снабжения стран Южной Европы не
просматривается. То есть с точки зрения рынков сбыта ситуация для
«Газпрома» вполне благоприятная.
Проблема
– в цене. Сегодня цены на газ достигли дна. Окупать весьма
дорогостоящие транспортные проекты в этой ситуации крайне проблематично.
«Газпром» в очередной раз оказался перед выбором: финансовый результат
или удержание доли рынка? Выбор очень непростой, особенно в такой трудно
прогнозируемой ценовой ситуации. Очевидно, поэтому так много разговоров
о новых маршрутах и так мало реальных дел.
Итоги
своего визита в Грецию в части газового сотрудничества с Европой
В.Путин охарактеризовал в своём привычном жёстком стиле. «Мы готовы к
реализации любого проекта, но нам нужны предварительные гарантии. Просто
на разговоры о том, что это представляет большой взаимный интерес, мы
уже не купимся, и деньги тратить на это не будем», - сказал президент РФ
по итогам переговоров с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом.