Любопытные новости приходят из Китая. Компания CNOOC заявила о том, что планирует отложить запуск своих четырех терминалов по приему СПГ на период после 2020 года. Напомним, что CNOOC - один их трёх "китов" китайского нефтегаза, специализируется на оффшорных вопросах. Ей принадлежит большая часть действующих терминалов по приёму СПГ в Китае, хотя и другие компании - как из большой тройки, так и "независимые" - вышли и выходят на этот рынок.
Причиной задержки в запуске приёмных терминалов называются мрачные перспективы внутреннего рынка газа по причине затоваривания.
Ситуация сейчас знакомая на энергетических рынках (спрос падает, инвестиции были сделаны под больший рост спроса ит.д.), если бы не одно "но".
Дело в том, что у Китая не так много терминалов по приему СПГ. В настоящее время их мощность составляет 55,7 млрд кубометров, что более чем достаточно для текущего импорта СПГ (27 млрд кубометров в 2015 году), но выглядит явно дефицитно для перспектив.
Напомним, что прогнозы ранее предполагали импорт СПГ в объемах 60 млрд кубометров (в пересчёте на газ) к 2020 году. Также здесь следует учесть, что из-за сезонных, технических и прочих факторов, терминалы редко работают со 100%-ной загрузкой.
Суммарная мощность четырех терминалов, запуск которых откладывается в "долгий ящик", - 12 млн тонн (16 млрд кубометров в год).
В то же время, по данным GIIGNL, сейчас на стадии строительства и запуска сейчас 8 терминалов, суммарной мощностью 24 млн тонн в год (32 млрд кубометров.)
Таким образом, к 2020 году мощность приемных терминалов может достигнуть (55+32-16)=71 млрд кубометров. Что с учётом уровня загрузки позволит "впритык" импортировать плановые объёмы СПГ Китаем. Но не более того.
Выводов и вопросов, которые актуальны для нас, здесь два.
Во-первых, Китай, по каким-то причинам (это тема отдельного обсуждения), не собирается максимизировать импорт СПГ, используя переизбыток (а вместе с ним и низкие цены) на рынке СПГ, который проявляется уже сейчас, но может увеличиться к 2020 году.
Напомним, что многие страны, напротив, стремятся воспользоваться этой ситуацией.
Так или иначе, прохладное отношение КНР к СПГ создаст дополнительный навес предложения на уже глобальном рынке сжиженного газа, в том числе и на европейском направлении.
Второй актуальный вопрос - в какой степени охлаждение интереса Китая к СПГ будет влиять на перспективы трубопроводного импорта (в т.ч. и из России). Ведь еще двумя составляющими уравнения остаётся суммарный объём китайского спроса и объём внутренней добычи КНР.
Напомним, что до 2020 года российский трубопроводный газ не будет поставляться в Китай, и лишь в следующем десятилетии поставки начнутся - но с небольших объёмов.
Так что эта история долгая, и здесь выводы делать рано, но наблюдать, как всегда полезно.
Александр Собко
Фото: lngworldnews.com