На
фоне активного обсуждения в западных официальных источниках недавнего
всплеска напряженности между Арменией и Азербайджаном вокруг
высокогорного анклава Нагорного Карабаха, практически незамеченным
осталось объявление российским министром иностранных дел Сергеем
Лавровым после его переговоров с иранским коллегой о начале работы над
созданием давно обсуждаемого транспортного коридора Север-Юг вдоль
побережья Каспийского моря. Особое значение имеет тот факт, что
Азербайджан также согласился принять участие в этом проекте. В случае
успеха это будет означать, что российская дипломатия и экономическая
инфраструктура в очередной раз взяла верх над стремлением Вашингтона
удержать свою власть и влияние мировой сверхдержавы за счет применения
военной силы и разжигания войн.
Во время встречи в
азербайджанской столице Баку 7 апреля, несколько часов спустя после
выхода страны из военного конфликта из-за Нагорного Карабаха,
спровоцированного все более впадающим в отчаянье турецким президентом
Эрдоганом, российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил
собравшимся представителям СМИ, что Россия, Иран и Азербайджан
договорились о начале переговоров по реализации проекта транспортного
коридора "Север-Юг". Помимо Лаврова при этом объявлении присутствовали
иранский министр иностранных дел Джавад Зариф и его азербайджанский
коллега Эльмар Мамедъяров.
Сергей Лавров сказал: "Мы обсудили
вопросы, связанные с материальной стороной сотрудничества. Мы
договорились о том, что наши соответствующие ведомства приступят к
детализации практических аспектов реализации проекта транспортного
коридора "Север-Юг" вдоль западного побережья Каспийского моря. Это
подразумевает работу с участием министерств транспорта, которые должны
проработать технические и финансовые параметры проекта. Это также
предполагает сотрудничество между таможенными органами и консульскими
службами, и мы договорились об этом сегодня".
Соглашение между
Россией, Ираном и Азербайджаном означает важнейший шаг в процессе
создания крупнейшего экономического пространства в мире. Речь идет о
том самом "Евразийском хартленде", о котором говорил в свое время
британский крестный отец геополитики сэр Хэлфорд Макиндер,
предупреждая, что он представляет собой крупнейшую угрозу гегемонии
Британской империи, а позднее – ее американской наследнице.
Прямой,
современный транспортный коридор, известный с момента первоначальных
переговоров под рабочим названием "Север-Юг", в конечном итоге должен
связать Индию, Иран и Азербайджан со странами и рынками Евразийского
экономического союза, в который входит не только Армения, но также
Россия, Казахстан, Кыргызстан Беларусь.
Транспортный коридор
"Север-ЮГ" из Индии через Иран и Азербайджан вдоль Каспия к Москве и
далее способен изменить экономическое пространство Евразии. Реализация
проекта окажет огромное позитивное влияние на экономики всей Евразии,
от России до Индии, входящей в Шанхайскую организацию сотрудничества
(ШОС). Членами этой набирающей стратегическое влияние организации
являются Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и
Узбекистан. В этом году Индия и Пакистан официально получат статус
полных членов ШОС. Ожидается также, что Иран, в настоящее время имеющий
статус страны-наблюдателя, получит предложение о полном членстве позже
в этом году, после отмены экономических санкций. Китайский президент
Си Цзиньпин объявил о своей поддержке членства Ирана в ходе своих
важных переговоров в январе нынешнего года в Тегеране, где две страны
договорились об официальном присоединении Ирана к проекту "Один пояс,
один путь" в рамках масштабной китайской инициативы "Нового шелкового
пути", охватывающей большую часть Евразии. С присоединением к
соглашению о транспортном коридоре Тегеран-Москва, Иран замыкает
"Золотой треугольник" Пекин-Тегеран-Москва, что является важным
экономическим и геополитическим событием.
Транспортный коридор
"Север-ЮГ" будет современным морским, железнодорожным и автомобильным
маршрутом перевозки грузов между Индией, Ираном, Азербайджаном,
Россией, Центральной Азией, и, потенциально, странами Европейского
союза, в случае если ЕС когда-нибудь вернется к здравому смыслу и
перестанет оказывать поддержку украинскому правительству войны, а также
отменит санкции против России. Новый коридор свяжет некоторые
крупнейшие города мира, такие как Мумбаи, Москва, Тегеран, с иранским
портом Бендер-Энзели, и российским портом Астрахань, расположенном в
устье реки Волги.
В 2014 году были проведены предварительные
испытания двух маршрутов с помощью методов моделирования. Первый из них
проходит от Мумбаи до Баку через иранский порт в стратегическом
Ормузском проливе, важнейшей точке для потоков нефти и сжиженного
природного газа из Персидского залива. Второй – от Мумбаи до
российского порта Астрахань через иранский город Бендер-Аббас, Тегеран и
каспийский порт Бендер-Энзели. Целью этого исследования было выявить и
устранить основные узкие места. Важно отметить, что в его результаты
свидетельствуют о снижении транспортных расходов на перевозку грузов
между Индией и Россией "на 2500 долларов за каждые 15 тонн".
Исследование,
проведенное индийской "Federation of Freight Forwarders’
Associations", позволило установить, что этот маршрут "на 30 процентов
дешевле и на 40 процентов короче, чем нынешние традиционные маршруты
перевозок". Сегодня они пролегают от Мумбаи через Красное море и
Суэцкий канал, далее через Средиземное море и Гибралтарский пролив,
затем через пролив Ла-Манш в Санкт-Петербург и Москву. Достаточно
взглянуть на карту, чтобы увидеть, насколько уязвимым является
существующий торговый путь для возможных помех со стороны НАТО и США.
Государственный
переворот, организованный США в феврале 2014 года на Украине,
установивший в стране власть провашингтонских коррумпированных
олигархов и неонацистов с целью разорвать связи между Россией и
Европейским союзом, временно отодвинул планы создания транспортного
коридора "Север-Юг" на задний план. Сегодня, по мере того как китайская
евразийская инициатива "Один пояс, один путь" приобретает конкретные
черты, добавление к ней транспортного коридора Иран-Азербайджан-Россия
означает создание единого экономического, политического и военного
пространства, которое может вскоре открыть дорогу тому, что будущие
историки станут называть "Веком Евразии". В то же время, американскую
мировую гегемонию, сформировавшуюся после второй мировой войны, ожидает
распад, подобно Римской Империи в четвертом веке нашей эры. В очередной
раз Восток демонстрирует волю к созиданию, в то время как Запад,
похоже, способен с успехом только разрушать.
Автор, Фредерик
Уильям Энгдаль — американский экономист, консультант в области
стратегических рисков, обладатель диплома по политологии Принстонского
университета, автор ряда известных книг и исследований Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов |