Мало кто в России сейчас знает об уникальной крымской
троллейбусной трассе.
Казалось бы, что в ней может быть особенного? Посудите сами,
одним из немаловажных факторов туризма является возможность быстро
передвигаться между туристическими объектами и населенными пунктами.
Особенно этот вопрос актуален в Крыму, ведь полуостров
состоит из множества интересных туристических мест, которые очень хочется посетить
и увидеть в короткое время. В большей степени это касается горного Крыма — уникальное
сочетание гор, моря и природного ландшафта делает это место жемчужиной для
российского туристического сектора.
История вопроса
Вернемся к троллейбусам. Немного интересных фактов из
истории. Еще в советские времена, когда Крым был известной «общероссийской
здравницей», на полуострове возникла проблема строительства железной дороги в
Ялту. Как известно, тогда существовало два разных проекта: один был тоннельным
проходом через горы в Ялту, второй от Севастополя вдоль всего южного побережья
полуострова в Ялту и от Ялты до Алушты. Еще до Великой Отечественной войны были
начаты работы по укладке железнодорожных путей.
После войны к проекту пытались вернуться, но возобновить
работы по строительству так и не удалось.
Горная местность, наличие оползневых участков не позволили это сделать.
В 1958 году было принято решение о строительстве междугородней горной
троллейбусной линии Симферополь – Алушта – Ялта. Первая очередь этой уникальной
линии была построена и сдана в эксплуатацию в рекордные сроки, всего за 11
месяцев. Протяженность линии составила 52 км.
Таких темпов строительства в мире тогда не было. Особенно
впечатляет тот факт, что троллейбусную линию вели не по готовой трассе, а
одновременно с ней строилось и новое шоссе. Кстати говоря, современные дороги в
Крыму замечательного качества (Ссылка). Строили эту линию специалисты 80 предприятий и 10 городов, и их титанический
труд не пропал даром. Раньше
легковой машине требовалось около четырех часов, чтобы преодолеть расстояние от Симферополя до Ялты, то троллейбус
преодолевает его всего за два с половиной часа, делая этот маршрут более
доступным для большего числа людей. Водителей для этой уникальной линии
троллейбуса готовят только в Севастополе. В итоге 6 ноября 1959 года выехал
первый троллейбус из Симферополя в Алушту, за рулем находился начальник
управления Александр Василенко. Первыми его пассажирами были сами строители
трассы.
28 апреля Ялтинскому
троллейбусному парку исполнилось 55 лет!
В самом начале кондукторы в троллейбусе также выполняли и
роль экскурсоводов. Троллейбус пользовался необычайной популярностью у
туристов, поскольку ходил с 4.30 утра до
2 часов ночи. Толпы туристов стояли в очередь к «горному троллейбусу»,
игнорируя автобусы. Билеты на это крымское чудо продавались в Москве,
Ленинграде, Харькове, Киеве, Вильнюсе и Риге вместе с билетами на поезд до Симферополя. Было бы здорово возродить эту
традицию и продавать проездные билеты от Симферополя до Ялты.
Прибыль от маршрута тогда приносила государству более
миллиона долларов в год. Наряду с пассажирскими троллейбусами ходили и
грузовые. Однако, поскольку они
существенно мешали пассажирскому транспорту, в 1990 году грузовое движение было
прекращено.
«Адмиралы» покорят
Крым
Нынешняя проблема троллейбусного движения в Крыму — это устаревший парк и поставки
электроэнергии на полуостров. В связи с
энергетической блокадой Крыма в начале 2016 года было приостановление движение
троллейбусов. Власти Симферополя ввели тогда режим энергосбережения. Но уже с
17 декабря троллейбусы были вновь выведены на маршруты.
Улучшению качества перевозок в Крыму сейчас уделяется особое
внимание. Ожидается поставка на полуостров новейших троллейбусов «Адмирал»,
имеющих новый эргономичный дизайн. Его преимущества перед другими троллейбусами
состоят не только в этом.
Дело в том, что новая модель троллейбуса может выполнять
перевозки на любые расстояния вне контактной сети. Плавный ход нового
троллейбуса регулируется дистанционным
дорожным просветом. Он прошел успешно все испытания, в его конструкции учтены
все особенности горного рельефа местности Крыма. Особенностями нового
троллейбуса является наличие климатической системы и возможность хода на
аккумуляторной батарее. На батарее он сможет проехать около 100 км. Этот вид транспорта снабжен подвижным трапом
и местом для инвалидной коляски, многофункциональной системой видеонаблюдения,
датчиками пассажиропотока и системой ГЛОНАСС.
Достигнута требуемая высокая антикоррозийная устойчивость
транспорта в связи с весьма сложным
морским климатом. На нем установлен
мощный двигатель, позволяющий преодолевать подъемы, не снижая скорость. Его
корпус покрыт прочным пластиком и это единственный в России троллейбус, который
не имеет металла в облицовке. В рамках
федеральной целевой программы (ФЦП) на реализацию троллейбусной программы Россией
выделен 1 млрд 300 млн рублей (сроком на 5 лет).
«Адмирал» разработан
и оснащен в соответствии с техническим заданием, выработанным
управлением транспорта правительства Севастополя и ГУП
«Севэлектротранс». Троллейбус не имеет мировых аналогов,
— он создан компанией «Транспортные Системы» на базе Тверского
Вагоностроительного
завода. 8 мая 2016 года этот уникальный многофункциональный троллейбус
уже начал работу в Севастополе. В праздничные
дни движение на нем для жителей и гостей города было бесплатным. Позднее
планируется оснащение этим видом транспорта и уникальной крымской трассы
Симферополь — Ялта.
Лилия Орлова