Независимая аудиторская и консалтинговая компания Украины Baker Tilly, которую трудно заподозрить в работе на Кремль, выдала на гораинфографику о бюджете незалежной на 2016-й год.
Из нее следует, что планируемые доходы страны сильно отстают от грядущих расходов, а государственный бюджет пребывает в наиболее бедственном положении с 2002 года, что недвусмысленно свидетельствует о системном кризисе в экономике Украины.
Первый квартал нынешнего года исключением не стал. Правда, в январе сальдо вышло положительным: доходы превысили расходы, но всего на 2 452,1 миллиона гривен. В феврале, однако, разница на ту же сумму ушла в минус. А в марте расходы превысили доходы сразу на 10 575,1 миллиона гривен.
В связи с этим месседж аудиторской компании правительству выглядит пусть и спорным, на сторонний взгляд, но чрезвычайно актуальным для страны:
Оставим на совести авторов пассаж о том, что силовому блоку позарез нужно откусить почти шестую часть бюджетного пирога - 104,2 миллиарда гривен из 595,2 миллиарда запланированных доходов. Гражданская война на Донбассе, конечно, стоит дорого: в 2015 году траты на нее составили 5% ВВП. Да и агрессивные выпады в сторону России надо подкреплять чем-то материальным в надежде на грядущие американские дивиденды.
Другое дело, что траты эти самой Украине идут в ущерб, загоняя ее в еще более глубокую бюджетную пропасть. В текущем году, к слову, дефицит составит 72,6 миллиарда гривен.
Однако разумный совет урезать военные расходы вряд ли будет услышан киевской властью. Остаются открытыми два вопроса. Во-первых, за счет чего можно в обозримом будущем пополнить доходную часть бюджета? Во-вторых, удастся ли это сделать украинцам?
Киев, конечно, озабочен пополнением казны и предлагает для этого разные способы, порой весьма нестандартные. Так, недавно здесь надумали забить бюджет под завязку «миллиардами Януковича». По прикидкам тогда еще действующего премьера Арсения Яценюка, денег «семьи» хватило бы на то, чтобы четыре месяца выплачивать пенсию украинским пенсионерам. Депутаты Верховной Рады даже приняли в первом чтении так называемый закон о спецконфискации. Документ предусматривает возможность перевода арестованных средств в доход государства до вынесения приговора их владельцу.
Голосовали нардепы неохотно, необходимое число голосов набрали с трудом. Второму чтению прогнозируют еще большие трудности. Возможно, не торопятся по той причине, что некоторые депутаты на всякий случай примеряют этот закон на себя. Сам Янукович тоже спокоен, называет миллиарды «семьи» не более чем мифом.
Требует проведения налоговой реформы и Международный валютный фонд, являющийся для Украины абсолютным авторитетом и контролером. Преимущественно речь идет об отмене социальных льгот - очередная выдача кредита ставится в зависимость от этого. Однако несмотря на политическую волю и предпринимаемые усилия реформа идет ни шатко, ни валко. Мешают объективные трудности - повышение безработицы и инфляции, обнищание населения.
Так, средний уровень безработицы в 2015 году на Украине составил 9,6%. И это официальныеданные. Однако у исполнительного директора Международного фонда «Блейзера»Олега Устенко, отметившего, что Украина вошла в зону стагфляции, еще в начале прошлого года были свои обоснованныепрогнозы:
Официальная безработица в январе этого года в республике выросла до 508,6 тыс. человек с 490,8 тыс. человек в декабре 2015 года. Но потом этот показатель пошел на убыль - в марте безработных было 467,5 тыс. человек. Впрочем, судя по прежним годам, тенденцию эту вряд ли можно назвать устойчивой.
Относительноинфляцииперспективы тоже совсем не радужные. В апреле текущего года ее индекс (или индекс потребительских цен) составил 103,5%. По итогам прошлого года он достиг 143,3%. А если оценить динамику инфляции нарастающим итогом с 2006 года по 2016-й, индекс составит кошмарные 384,5%.
Повторимся, это официальная статистика, которой президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, например, не слишком доверяет:
С доходами украинского населения, с которого можно было бы получать побольше налогов, тоже все не слава богу.
В марте 2015 года отмечалось, что в пересчете на американские доллары средний доход украинца стал самым низким на постсоветском пространстве - $131. Украину обогнали и ближайшие соседи — в Молдавии, скажем, средний заработок равнялся $229 в месяц, и даже в небогатом Таджикистане $168. Украина со средним доходом $121 оказалась в одном ряду с такими странами, как Пакистан и Камбоджа .
Власть обнищание населения, может, и беспокоит. Но реальных шагов по борьбе с этим злом она не предпринимает. Напротив, усугубляет положение. К примеру, в 2015 году, когда бурно росли цены, безработица и налоги, прожиточный минимум и равная ему минимальная оплата труда двигалисьчерепашьим шагом. Так как они влияют на размер пенсий, стипендий и пособий, результат оказался предсказуемым. Украинский политик Александр Клименков 2015 году в связи с этим заявил:
Кроме физических лиц, есть еще и юридические, которые также платят налоги в бюджет. Правда, за исключением тех 6 400, которыезакрылисьтолько в прошлом году.
Очень большие надежды на улучшение экономической ситуации на Украине связывали с евроассоциацией. С 1 января 2016 года в полную силу заработало соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Оно существенно сокращает или отменяет вовсе экспортные и импортные пошлины между Украиной и ее торговыми партнерами.
Однако здесь есть одно «но». Украина уже в прошлом году пользовалась льготами при экспорте в ЕС, который дал преференции Киеву в одностороннем порядке. Теперь настал черед Украины распахнуть свой рынок навстречу европейским товарам. Выдержат ли украинские производители конкуренцию — большой вопрос.
И при этом, понятно, Россия была вынуждена распространить на Украину продуктовое эмбарго с того же 1 января.
Что касается евроассоциации, продвинутые производители не питают иллюзий на сей счет. Американский предприниматель, руководитель агрокомпании «Киев-Атлантик Украина» Дейвид Свирисчитает:
«Мы уже много лет торгуем с Европой, и объем нашего экспорта не вырос с 1 января. Европа дальше очень ревниво оберегает свои рынки. Я не вижу никакого реального оживления торговли. У них до сих пор действует квотная система на ввоз товаров, до сих пор действуют широкие бюрократические ограничения. И я не вижу настоящего, искреннего желания это быстро изменить».
Российский политолог Николай Стариков, в свою очередь, уверен:
Государственную казну можно пополнить также за счет приватизации предприятий. Но и тут Украина находится в зоне риска и неопределенности.
Так, в 2014 году власть рассчитывала получитьза счет этой статьи почти 20 миллиардов гривен. Но выручила всего 466 миллионов. В прошлом году замахнулись на поступление в бюджет 17 миллиардов гривен, реальнопоступилоедва полтора миллиарда. Увы, текущий год вряд ли отметится позитивными приватизационными сдвигами.
Украинские эксперты отмечают, что многомиллиардные поступления в госбюджет возможны лишь при одновременном сочетании трех условий. Во-первых, наличия на Украине значительных и привлекательных по стандартам международного бизнеса объектов приватизации. Во-вторых, наличия у потенциальных украинских и иностранных компаний значительного объема свободных средств и готовности инвестировать их в Украину. В-третьих, благоприятной экономической и социальной ситуации на Украине. Совпадение этих обстоятельств слишком маловероятно.
Хотя официальный Киев ноги стер в поисках желающих купить «немножко Украины». Именно так выразилсяукраинский президент Петр Порошенко, прибыв нынешней весной с визитом в Японию и зазывая потенциальных инвесторов. На распродажу Порошенко щедро выставил крупнейшие объекты госсобственности, в том числе морские порты и активы в сфере энергетики. Неизвестно, захотят ли практичные японцы вкладывать деньги в страну, которая практически объявила себя банкротом, заявив, что не будет выплачивать огромные долги. Украинский президент, к слову, и в Стране восходящего солнца клянчил деньги — ни много ни мало 2 миллиарда долларов. Японцы дипломатично согласились выдать такой кредит, но только под конкретные проекты и только в том случае, если МВФ даст свое согласие, по сути, став гарантом.
Усилиями президента и его команды, которые без устали колесят по свету в поисках денег, под нынешний и многие будущие бюджеты заложена мощнейшая мина. В 2016 году совокупный государственный долг Украины уже составилогромную сумму — 1 триллион 740 миллиардов 938 миллионов 700 тысяч гривен. Две трети этой суммы — внешние заимствования. К слову, на 1 января 2010 года эта цифра была куда скромнее — всего 316 миллиардов 884 миллиона 600 тысяч гривен.
Долги, как известно, надо возвращать, причем с процентами. Бремя это не просто тяжкое — непосильное. В 2015 году министр финансов Украины Наталья Яресько заявила:
В ноябре прошлого года Украина, наплевав на собственные обязательства, смогла отбояриться от части госдолга. Финансовый блок устами Яресько не без гордости сообщил, что в бюджете 2016-го таким образом не пробита брешь в 64 миллиарда гривен:
Сомнительная радость, если честно. Временная отсрочка не спасает ситуацию. Она лишь углубит финансовую пропасть, сводя к нулю шансы на то, что в обозримом будущем страна будет зарабатывать больше денег.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Alexander Okhrimenko
Опубликовано: 10 мая 2016 г.
Можно действительно обеспечить рост ВВП Украины не меньше 10% за год и при желании можно привлечь зарубежных инвестиций не меньше 100 млрд. долл. Все это можно и это все реально сделать, но для этого
https://www.youtube.com/watch?v=AF9Zx_KRtmM My Webpage