Греческие законодатели утвердили новую программу жесткой экономии в надежде получить очередной транш из третьей программы помощи. Решение парламента о проведении реформы пенсионной системы и повышении налогов вызвало бурные протесты простых греков и забастовки. Лето в Греции обещает быть жарким не только в прямом, но и в переносном смысле этого слова.
Уже в июне Афинам предстоит выплатить несколько миллиардов евро по процентам. Денег для выплат у правительства, как всегда, нет. Одна надежда на помощь извне. Прошлым летом тройка кредиторов подписала с Афинами соглашение о программе помощи, третьей по счету после 2010 года, на общую сумму 86 млрд евро. Однако получить очередной транш в размере 5 млрд греки не могут уже несколько месяцев. Время поджимает. Прошла уже треть мая. С каждым днем нарастает угроза дефолта.
Для того, чтобы сдвинуть переговоры о перечислении денег, премьер-министр Греции Алексис Ципрас рискнул остатками былой популярности и продавил в парламенте новую программу жесткой экономии, по которой левое правительство обязуется сократить расходы еще на 5,4 млрд евро.
Греков ждут новые лишения и затягивание поясов, хотя самим эллинам это кажется невозможным. О том, как живут сейчас простые греки, пишет лондонский Guardian, ссылаясь на владельца крошечного магазина в Афинах Костиса Накоса, торгующего нижним бельем и носками. Подоходный налог, по его словам, уже вырос до 29%, а выплаты в фонд соцзащиты – до 20%. При этом пенсия 71-летнего мелкого предпринимателя сократилась в этом году еще на 50 евро. Сейчас средняя пенсия в Греции не превышает 400 евро, хотя еще несколько лет назад греческие пенсионеры получали 800 евро в месяц.
Правительство также обложило акцизами множество товаров и продуктов. Кофе, бензин, интернет, кафе, паромы и т.д., загибает пальцы Костис, пока у него хватает пальцев. Короче, все, на чем можно хотя бы что-то заработать. Больше всего многих греков - и Накос не является исключением - раздражает налог на недвижимость – Enfia. Власти уже неоднократно обещали его отменить, но своего обещания до сих пор не выполнили.
Греков вновь призывают потерпеть, но ни о каком терпении уже давно не идет и речи. Греки устали затягивать пояса и экономить. Накос голосовал за Ципраса и его левую партию СИРИЗА, которые обещали покончить с жесткой экономией. Однако несмотря на все обещания они только что провели через парламент программу сокращения расходов жестче программ его предшественников на посту премьера. Не удивительно, что Греция, которая не успокаивается последние шесть лет, вновь забурлила как котел, который может взорваться в любую минуту, а греки все чаще называют главу правительства «лжецом».
С началом действия новой программы сокращения расходов в Греции начинается очередная новая эра. Сами греки уже сбились со счета – так часто в последние шесть лет им приходилось затягивать пояса и начинать жить по-новому.
Результаты шестилетних сокращений расходов поражают. Они не улучшили, а только ухудшили жизнь простых греков. Внутренний долг Греции сейчас составляет 220 млрд евро, более половины – 119 млрд приходятся на неработающие (безнадежные) кредиты. Внешний долг Афин вплотную приблизился к 330 млрд евро. За годы кризиса закрылись ок. 230 тыс. предприятий. За четыре месяца этого года количество банкротов уже превысило 10 тыс.
Еще один афинянин – таксист Гиоргос Балабанис, который каждый день общается с людьми и знает, чем они живут, уверен, что дело быстро движется к взрыву. По его мнению, он произойдет в конце лета или в сентябре. Результатами взрыва социальной напряженности будет грекзит, т.е. выход Греции из еврозоны и Евросоюза, и возврат драхмы.
Относительное затишье после подписания соглашения о третьей программе помощи летом 2015 г. продлилось девять месяцев. Сейчас Греция вновь возвращается на привычное место - первые полосы европейских газет.
В эти девять месяцев греки надеялись на то, во что им очень хотелось верить - что кризис начал постепенно ослабевать. Однако так же, как и неоднократно в прошлом, это была только видимость. Сейчас кризис заслонил кризис с мигрантами. Финансово-экономический кризис и не думал никуда исчезать. Он только временно притаился, чтобы опять громко о себе напомнить, когда поток мигрантов, переправляющихся в Грецию из Турции, резко уменьшился. Жизнь в Греции за последние шесть лет изменилась до неузнаваемости. Результатом лишений стали 300 тыс. греков, покинувших родину в поисках лучшей жизни. Это, конечно, очень много, потому что все население Греции составляет всего лишь 11 млн человек. Греция все больше напоминает страну, в которой живут только бедные и богатые. Средний класс не выдержал ударов кризиса и в полном составе перешел в класс бедняков.
Левому правительству Алексиса Ципраса, скорее всего, удастся избежать дефолта и в этот раз. Надежды на транш после воскресного решения парламента Греции повысились. В понедельник Грецию обсуждали в Брюсселе министры финансов еврозоны. Очень вероятно, что Афинам вновь пойдут навстречу. К примеру, еврогруппа обсуждала вопрос о перепрофилировании внешнего долга Греции. Речь шла о продлении сроков его погашения и снижения номинальной стоимости. Подавляющее большинство членов зоны евро считают, что грекам следует помогать.
Германия возражает против каких-либо списаний. Понять немцев можно. Именно они выделяют больше всего денег во всевозможные фонды. В т.ч. и на помощь Греции. К тому же, немецкие экономисты на прошлой неделе подсчитали, что львиная доля из без малого четверти триллиона евро, полученных Афинами в результате выполнения двух первых программ помощи, досталась банкам и кредиторам. В бюджет же, т.е. на оказание реальной помощи грекам, пошли менее 5%. И никакой гарантии, что миллиарды третьей программы помощи достанутся тем, кому они действительно нужны, нет.