Нефть — кровь современной экономики. Она же и королева экономических изданий. Куда там доллару. Статей, затрагивающих нефтяную сферу в той или иной мере, гораздо больше, чем материалов любой другой тематики.
Оценка запасов нефти и возможностей ее добычи становится предметом спекуляций на страницах разнообразных изданий. Рождаются прогнозы один страшней другого. Неизвестные науке ученые и вполне признанные специалисты делают прогнозы о том, насколько хватит нам черного золота. А позже эти прогнозы перетолмачивают кто во что горазд.
Поскольку добыча углеводородов — важная статья в экономике России, противники нашей страны, эксплуатируя тему запасов нефти, постоянно приходят к неутешительным для нашей страны выводам. Основных аргументов два: нефти у России осталось мало и новой взять неоткуда.
Первый аргумент обычно формируется на грубой подмене понятий. Дело в том, что в геологии нет абстрактного понятия «запасы». Есть доказанные, разведанные, предполагаемые; есть балансные и забалансные. Естественно, если брать самую маленькую цифру и выдавать ее за общую, то нефти остается не так уж и много. Но любой, кто в школе не прогуливал географию, раскусывает такой обман на раз-два.
А вот следующий аргумент несколько сложнее. Это заявление, что потенциальные запасы есть, но разведать их некому. Дескать, геологи-то повымерли вместе с Советским Союзом. Какой нам прок от нефтеносных провинций, если никто не может сказать, где бурить.
Чтобы выяснить, так ли это, необходимо обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Оказывается, в конце марта вышел приказ Минприроды об утверждении участков для проведения геологических исследований за счет недропользователей.
Ни для кого не секрет, что вкладываться в разведку полезных ископаемых должны те, кто собирается их разрабатывать и получать доход от добычи. Но просто так пойти в тайгу, найти подходящее местечко и начать бурить у нас в стране нельзя, необходимо разрешение. Получить таковое можно подав заявку в Минприроды до 16 июня текущего года.
В наличии 37 участков, из которых 32 предназначены для добычи углеводородного сырья: 1 – в Астраханской области, 10 – в Красноярском крае, 6 – в Тюменской области, 5 – в Удмуртской Республике, 10 – в Ямало-Ненецком автономном округе. В челябинской области расположены участки с прогнозом на железные, молибденовые руды и попутные компоненты. А в Карачаево-Черкесской Республике предоставляется в пользование участок недр, содержащий запасы подземных вод.
Таким образом только в 2016 году есть возможность оконтурить и провести детальную разведку новых месторождений, которые еще не фигурируют в цифрах всепропальщиков. Не факт, что все эти участки начнут разрабатываться уже в следующем году, однако вкладываться в геологоразведочные работы без плана на последующую добычу полезных ископаемых нормальная коммерческая компания не будет.
В России нефти припасено много. Только доказанные запасы оцениваются в 14 с лишним миллиардов тонн и с каждым годом к ним добавляются новые и новые месторождения. Сколько всего доступно нефти сказать сложно. Развиваются технологии добычи, те месторождения, которые еще 20 лет назад были нерентабельны в добыче, переходят в раздел балансовых запасов. Кроме того, когда Россия добьется от ООН признания своих прав на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане, у нас появится дополнительный нефтеносный бассейн, который можно будет разрабатывать еще очень долго. Так что говорить о том, что России не хватит нефти можно только от большого желания выдать желаемое за действительное.
Автор: Григорий Романович Ажданин