В преддверии визита Владимира Путина в Китай сдвинулась с мертвой точки реализация крупнейшего совместного инфраструктурного проекта: так называемого сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Шелкового пути». На днях китайской компанией запущено в РФ производство холодильников. Но между двумя геоэкономическими проектами немало противоречий, и часть из них нам нужно не затушевывать, а сохранять, жестко настаивая на своем.
Чтобы были как Шелковые
Китайский «Шелковый путь», идея которого была провозглашена Пекином еще в 2013 году, изначально вызывал у России двойственные чувства. По сути, речь идет об экономической экспансии (пусть и мягкой) Китая, с Востока на Запад. Роль России в рамках данного проекта была весьма туманной и, главным образом, сводилась к транзиту товаров из Юго-Восточной Азии в Европу по так называемому «Северному коридору». Да и то, это лишь один из предполагаемых маршрутов. Среди других, например, маршрут через Среднюю Азию и Кавказ до грузинских портов.
В сложившейся экономической ситуации России пришлось в общем-то смириться со всем этим. Тем более, что плюсов от проектов все-таки больше, чем минусов. Наиболее интересным представлялось участие китайских капиталов в модернизация БАМа и Транссиба, а также - финансировании строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Также китайские инвестиции должны помочь развитию российских портов на Дальнем Востоке.
Великое сопряжение
Однако только этими инфраструктурными проектами стороны не ограничились. Более того, весной прошлого года страны запустили механизм «по взаимному сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути». Что, в общем, логично, так как Шелковый путь, затрагивает интересы всех членов ЕАЭС. В октябре прошлого года на Высшем госсовете ЕАЭС был принят документ о координации действий всех стран-участниц по вопросам "сопряжения". Речь сейчас уже идет не только о строительстве дорог, но и других крупных экономических проектах.
Например, буквально на днях китайская компания «Хайэр» запустила производство холодильников на своем первом заводе в России, именно в рамках сопряжения наших геоэкономических проектов. Об этом в интервью агентству Синьхуа заявил премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков. Впрочем, наибольшую известность получило участие Фонда Шелкового пути в проекте «Ямал СПГ». Он предусматривает строительство завода сжиженного природного газа (СПГ), мощностью 16,5 млн тонн, на базе Южно-Тамбейского месторождения. Контролирует проект «Новатэк» (50,1%), а у фонда — 9,9%.
По нашу сторону стены
Сейчас процесс сближения ЕАЭС и Шелкового пути вышел, похоже, на финишную прямую. «Есть механизм консультаций между ЕАЭС и Китаем. В рамках ЕАЭС сейчас завершается подготовка позиционного документа, который ляжет в основу данного консультативного процесса, - цитирует ТАСС Сергея Лаврова. - Это будет именно коллективный документ всех стран ЕАЭС». Причем из поступающих сообщений можно понять, что в преддверии предстоящего визита в Китай Владимира Путина, активно прорабатываются не только политические и юридические вопросы, но и продолжаются консультации по экономическим аспектам.
Например, сейчас идет активное обсуждение инвестпроектов в области сельского хозяйства. Ряд руководителей Минсельхоза побывали в Китае и обсуждали, в частности, «вопросы взаимного экспорта рыбо- и морепродукции, экспорта российского мяса птицы и субпродуктов».
Впрочем, не все так безоблачно, как может показаться. С одной стороны, Китай и словом и делами показывает, что вопреки непростой экономической ситуации, в которой оказалась Россия, готов к сотрудничеству. С другой, рисковать Поднебесная не хочет и требует под свои инвестиции госгарантий со стороны России. А это, фактически, равносильно не партнерским отношениям, а отношениям должник-кредитор. От таких отношений, по крайней мере с Западом, Росийская Федерация принципиально уходило все нулевые годы. И в даннном случае тем более нужно оставаться независимыми, находясь по свою сторону Великой Китайской стены.