Россия душит Прибалтику: в цифрах
Как
сообщают дятлы информационных агентств,
эстонская
делегация в срочном порядке прибыла в
Москву после информации о намерении
России вдвое сократить транзитные
перевозки через балтийскую республику.
В Таллинне нашли калькулятор и
констатируют,
что такой
шаг нанесет сильный удар по эстонским
портам и железным дорогам.
И
это воистину удивительно, потому что
Эстония теряет российский транзит вот
уже несколько лет подряд. И вот, наконец-то,
глава компании Eesti Raudtee Сулев Лоо
отправился в Москву, чтобы разобраться
в происходящем хотя бы с коллегами из
РЖД и обсудить возможность доставки
дополнительных партий груза.
Российская
Федерация вообще и русские транспортники
в частности не только давно об этом
предупреждали, но уже очень давно в этом
направлении действовали. Десять
лет назад, то есть в 2006 году, Eesti Raudtee
принимала из России в среднем тридцать
два с половиной поезда в сутки. А только
в прошлом году оборот государственной
фирмы Tallinna Sadam (Таллиннский порт) снизился
на 15 процентов (до 94 млн. евро), а чистая
прибыль порта упала на 21 процент (до
30,9 млн. евро). А
на этой неделе эстонские СМИ сообщили
о решении России сократить в два раза
железнодорожные перевозки в направлении
Эстонии — с 12 до 6 поездных пар в день.
И
вот это уже точно может вызвать серьезный
кризис в транспортной отрасли страны.
При
этом Сулев Лоо сколько угодно может
говорить о том, что причины тут
исключительно экономические, что нефть
упала в цене и Российская Федерация
стала производить меньше мазута: это,
мягко говоря, не совсем так.
Во-первых,
несмотря на снижение нефтяных цен,
валовая добыча нефти и переработка ее
на производные в России только выросли,
и эта статистика неоднократно озвучивалась
и имеется в свободном доступе.
Во-вторых,
несмотря
на падение цен на нефть и ее производные,
девальвацию рубля, финансовый кризис
и санкции, российские морские порты за
два года нарастили перевалку грузов
почти на 90 млн. тонн.
В-третьих,
с точки зрения «чистой» экономики,
российским предпринимателям совершенно
по флагу, где именно «таможить» грузы
идущие в ЕС: на российско-эстонской
границе или, допустим, в германских или
голландских портах: таможенные правила
на всей протяженности границ ЕС в
общем-то одинаковы. И более того - на
стороне прибалтов тут по идее должны
были выступать и проверенные логистические
цепочки, и привычные предпринимательские
связи: реальный бизнес в этом отношении
всегда был более чем консервативен.
За
прибалтийские порты говорило и их
традиционное и географически, рельефно
и логистически удобное расположение:
неслучайно в советские времена
вкладывались именно в них и в сопутствующую
им инфраструктуру: автомобильные и
железные дороги, стыковочные узлы и
т.д. И, тем не менее, новая Россия все-таки
пришла к тому, чтобы строить собственную
инфраструктуру и собственные порты: в
той же Усть-Луге, Приморске, Новороссийске,
да много еще где.
И
причины тут вполне прозрачны, и они не
только экономические: посмотрите,
допустим, на нынешнюю Украину и вы все
поймете. Российская Федерация просто
не готова зависеть и экономически, и
политически от недружественных ей
лимитрофов. И именно поэтому было принято
решение о вложениях в инфраструктуру
своих собственных портов. А не вложила
эти деньги во что-то другое, допустим,
также весьма необходимую сеть внутренних
автомобильных и железных дорог или
более быстрое развитие того же Северного
морского пути. И теперь эти деньги, что
вполне естественно, надо отбивать.
Тут
проблема не в этом.
Проблема
в том, что это случилось далеко не вчера,
это случилось уже довольно давно, и то,
что происходит сейчас, суть всего лишь
первые следствия принятых тогда решений.
«Страдает»-то отнюдь не только Эстония:
вон и Рижский
свободный порт жалуется на значительный
спад объема перевозки грузов. Грузооборот
порта в первом квартале уменьшился по
сравнению с тем же периодом прошлого
года на 13,8% – до 9,1 млн. тонн. И этого
тоже, мягко говоря, вполне разумно было
бы заранее ожидать.
Так
что глава
компании Eesti Raudtee Сулев Лоо, кажется,
некоторую малость опоздал: пытаться
нормально договариваться с русскими
нужно было чуть раньше. Лет так эдак на
десять, а то и больше. А теперь надо уже
успокаиваться, заниматься экологическим
туризмом, ловить и уникально коптить
волшебные канцерогенные шпроты или,
допустим, заготавливать вкусное эстонское
молоко. Источник: http://www.nalin.ru/.
Рейтинг публикации:
|