Александр Шохин: Санкции перестали быть тормозом для бизнеса
Чему научились российские компании за два года жизни под санкциями?
Когда Запад повернется лицом к России и начнет «разморозку» отношений? В
каких отраслях промышленности Украина нам больше не конкурент? И почему
для иностранных производителей так важен СПИК? На эти и другие вопросы
корреспондента ФБА «Экономика сегодня» отвечает Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
- Александр Николаевич, какое влияние оказали на промышленность России международные санкции?
- Если говорить о цифрах, то в 2015 г. спад ВВП составил 3,7%,
промышленного производства – на 3,4%, внешнеторговый оборот уменьшился
на 33%. Но, конечно, на экономическую динамику влияют не только санкции.
Среди ключевых событий, повлиявших на экономику в 2015 г.,
компании-члены РСПП поставили продление санкций лишь на третье место
после падения курса рубля и цен на нефть. Хотя нельзя забывать, что в
2014 году санкции занимали первое место. В марте текущего года, согласно
данным ежемесячного антикризисного опроса РСПП, доля компаний, которые
говорят о негативном влиянии на них санкций со стороны Запада, снизилась
до 7,4 %. На мой взгляд, такие результаты закономерны и свидетельствуют
о том, что экономика так или иначе адаптировалась, компании постепенно
привыкают к работе в условиях санкций.
- Значит, не так страшен черт, как его малюют?
- Не совсем. Действительно, наибольший позитивный эффект могли
ощутить на себе сельское хозяйство, защищенное продуктовым эмбарго,
трубная промышленность, потерявшая конкурента в виде украинских
экспортеров труб, и частично – нефтегазовое машиностроение. Но механизм
негативного воздействия глубже и шире, поскольку связан с доступностью
кредитных ресурсов и в целом финансирования, оттоком капитала,
открытостью экономики.
- Какие инструменты инвестиционной господдержки сейчас наиболее востребованы предприятиями?
- По данным нескольких опросов РСПП, субсидии по кредитам на
пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности в
2015 г. стали для предприятий наиболее востребованным инструментом
поддержки по сравнению с другими. И это неудивительно в условиях, когда
стоимость кредитных средств превышает 15% годовых. К сожалению, в 2016
г. средства на эти субсидии в федеральном бюджете не предусмотрены.
- На какие отрасли промышленности направлены субсидии 2015 года?
- Предприятиями отдельных отраслей широко используются отраслевые
субсидии на уплату процентов по кредитам. Это, например, легкая и
текстильная промышленность, химический и лесопромышленный комплекс,
автомобилестроение, транспортное машиностроение, авиастроение,
станкоинструментальная промышленность.
- А как еще поддерживается промышленность в период санкций?
- Эффективным инструментом поддержки проектов в сфере
импортозамещения стал Фонд развития промышленности. Фондом за прошлый
год было одобрено льготных займов на 24,6 млрд. руб. Поддержано 74
проекта, из них 22 – в машиностроении, 15 – в медицинской и
фармацевтической промышленности, 10 – в сфере металлургии и
металлообработки, 7 – в химической промышленности. Также поддержку
получили проекты по производству энергетического и радиоэлектронного
оборудования (по 7 проектов в каждой отрасли), и проекты в легкой и
лесной промышленности.
Также инструментом снижения стоимости привлечения инвестиционных
кредитов через механизм госгарантий и рефинансирования для крупных
проектов (стоимостью свыше 1 млрд. руб.) в 2015 г. стал механизм
проектного финансирования (в соответствии с постановлением правительства
РФ от 11.10.2014 № 1044). Сейчас обсуждается возможность его
переформатирования в более доступный и прозрачный инструмент.
- Расскажите подробнее о новом Фонде развития
промышленности. Каковы требования для получения поддержки? Чем и кому он
помогает?
- Фонд развития промышленности – один из самых открытых институтов
развития. Он предоставляет займы на срок 5-7 лет под ставку 5% годовых.
За счет средств Фонда могут быть профинансированы проекты в
обрабатывающих отраслях, направленные на внедрение современных
технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих
производств.
Обязательным условием предоставления займа Фонда является наличие
обеспечения и софинансирование проекта из собственных средств инициатора
проекта или заемных средств в размере не менее половины стоимости
проекта.
В рамках
стандартной программы Фонда осуществляется поддержка средних проектов
(стоимостью от 100 млн. руб.), а максимальная сумма займа составляет 300
млн. руб. Для более крупных проектов предусмотрена специальная
программа поддержки консорциумов предприятий и инжиниринговых компаний, в
рамках которой можно получить до 500 млн. руб.
Также с 2016 г. действует программа ФРП по поддержке создания
серийных производств станкоинструментальной продукции и программа
«Лизинговые проекты», по которой финансируется от 10 до 50%
первоначального взноса по договору лизинга промышленного оборудования.
- Что мы можем импортозаместить, а что и пытаться не стоит?
- Правительством РФ утверждены и реализуются программы
импортозамещения в 20 отраслях промышленности по более чем 1500 товарных
позиций, и эффективность совместной работы власти и бизнеса по их
реализации покажет время. В терминах сокращения доли импорта пока
наиболее значимые результаты демонстрирует машиностроение, в том числе
транспортное, сельскохозяйственное и др., и фармацевтическая
промышленность.
- Есть какие-то преграды для импортозамещения на данном этапе?
- На самом деле, есть, причем сейчас все упирается не только и не
столько в финансирование, господдержку, ограничения на закупки продукции
иностранного производства, сколько в бизнес-коммуникации, координацию
усилий по организации производства промышленного сырья и комплектующих
нужного качества, открытость российских компаний к внедрению новых
стандартов работы, доверие к проводимой политике.
- Не приведет ли политика импортозамещения к закрытости страны?
- Такие риски всегда существуют, когда вводятся ограничения для
конкуренции и когда ручное бюрократическое управление пытается заместить
рынок. Однако в ситуации, когда зеркальные меры действуют у наших
конкурентов, как раз бездействие является искажением конкуренции.
- Западные инвесторы по-прежнему заинтересованы в российском рынке?
- Разумеется, санкции не могли не сказаться на инвестиционной
привлекательности страны и это отражают цифры оттока капитала, уход из
России ряда крупных иностранных компаний или продажа долей в бизнесе,
заморозка совместных проектов. Но смотрите, ушли-то далеко не все
иностранные инвесторы. На данный момент можно констатировать постепенное
восстановление «замороженных» контактов, сотрудничества и
инвестиционной активности.
- Каким образом можно «задержать» на территории России западных инвесторов?
- Этому должен способствовать новый инструмент – специальный
инвестиционный контракт (СПИК), который позволяет инвесторам (как
иностранным, так и российским) зафиксировать на срок реализации
инвестиционного проекта все условия работы – налоговые,
административные, регуляторные. Кроме того, он гарантирует получение
статуса российского продукта, что дает доступ к господдержке и участию в
закупках. Последнее очень важно для иностранных компаний, локализующих
производство в России, таких как Mazda, Klaas, DMG MORI и более десятка
других компаний, уже подавших заявки в Минпромторг России на заключение
СПИК. Ряд соглашений уже готовится к подписанию, однако законопроект,
фиксирующий обязательства государства по представлению налоговых льгот
участникам СПИК, пока не принят.
- Разъясните подробнее, что представляет собой СПИК?
- СПИК – это соглашение, где государство и бизнес выступают в
качестве партнеров, поэтому эффективность данного инструмента будет
зависеть от качества исполнения своих обязательств каждой из сторон, что
в конечном итоге будет работать на благо экономики и общества.
- Интересно. А как сегодня оцениваются предпринимательские условия для открытия нового бизнеса в России?
- Каждый год мы проводим опрос представителей бизнеса о состоянии
делового климата в России. В нём принимают участие преимущественно
крупные промышленные компании из всех регионов страны. В исследовании
обязательно присутствует вопрос о высоте административных барьеров,
которые приходится преодолевать новым компаниям, — насколько легко
начать бизнес с нуля в том или ином регионе. В 2015 году более половины
организаций — 54,3% — негативно оценили перспективы компаний, желающих
начать работу в регионе присутствия респондентов, и лишь четверть
респондентов считает, что создать новый бизнес — легко.
- В чем же компании видят сложность?
- Процедура создания новой компании в регионе с момента сдачи
документов на государственную регистрацию до получения всех документов,
необходимых для начала деятельности, занимает по опросу РСПП от 16 до 27
дней. В 2014 году организациям требовалось на 11 дней больше, чтобы
завершить все регистрационные процедуры, причем временные затраты на
открытие бизнеса устойчиво снижаются с 2011 года. И это видим не только
мы. Согласно оценкам Всемирного банка, представленным в докладе Doing
Business-2016, Россия по индикатору «начало нового бизнеса» опустилась
на 7 позиций ниже, чем в рейтинге за прошлый год, — на 41 место. При
этом из всех стран БРИКС мы получили самые высокие оценки по началу
нового бизнеса, как, впрочем, и по уровню защищённости контрактных прав и
по регистрации прав собственности.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+