«Россия смогла превратить «шелковую удавку Шелкового пути» в источник дохода»
Про «Шелковый путь». Очень длинно, но размер имеет значение. Замечу,
что я не просто скептически отношусь к перспективам партнерства с
Китаем. Я очень скептически отношусь к Китаю вообще и исхожу из того,
что интересы России и Китая близки к противоположным.
Сильно не
верю в какие-то концепции о том, что Китай нацеливается на
противоборство с США. Китай (в середине 1990-х годов) сделал ставку на
врастание в американо-центричную систему мировой экономики. И чтобы
иметь туда, «расширенный» доступ, пожертвовал многим.
Например,
концепцией «Китайского мира»: проектом экспансии в Азии с опорой на
«хуацяо», т.е. китайские общины в других странах. О ней, концепции
«Китайского мира», в начале 1990х годов не говорил только ленивый.
Особенно в США, по интересам которых эта концепция била сильно и больно.
Возможно,
конечно, «Китайский мир» задумывался как «пужалка» и удачно был
разменян на реальные экономические дивиденды. Но очевидно то, что Китай
отдал много, но и получил тоже очень много. А главное, — создал вектор,
по которому при всех издержках идет уже 20 лет. И никаких признаков, что
Китай начал сомневаться в этом векторе,- нет.
Поколение китайских
политиков и технократов выросло, имея перед глазами именно этот вектор,
а не какой-то другой. Другой вопрос, что через где-то 20 лет китайцы,
поднакопив силенок, начали сомневаться, не продешевили ли они тогда, в
середине 1990-х. В любом случае, нынешние американо-китайские «терки» —
это спор о месте Китая в американоцентричной системе мировой экономики, а
не о создании Китаем своей глобальной экономической системы.
Ну, это моя базовая позиция с большим приветом патриотам. Теперь о «Шелковом пути».
1.
Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы его
озвучили еще в конце 1980-х годов, а в середине 1990 это была
суперактуальная тема. Опять скажу: мы просто забыли, ЧТО тогда говорили
про ШП. А зря. Потому, что тогда в российских СМИ и аналитическом
сообществе бывали случаи, когда рубили правду-матку забесплатно.
ШП
называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и
удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и
писали: «шелковая удавка «Шелкового пути». Причем писали патриоты,
которые сейчас от восторга захлебываются, говоря о партнерстве с
Поднебесной.
Писали, кстати, правильно, про удавку-то…. Ибо ШП
(иногда добавляют «великий», но я обойдусь «без придыхания»)
действительно является прямой альтернативой основным транс-российским
логистическим коридорам. Почему не реализовался проект в 1990-е? Причин
много – ресурсы были брошены на ликвидацию технологического отставания
(сравните китайские «мобилки» тогдашние и нынешние – сразу станет ясно,
что деньги потрачены не зря), началась долгоиграющая нестабильность в
Центральной Азии, началась война в Афганистане и «великие сердары»
качнулись в американскую сторону и т.д. Короче, — «не склалось».
2.
Концептуально и исторически, ШП – полная противоположность Транссибу.
Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно
создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть,
— в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком. Не более
того. Рентабельность транспортировки выявляется исключительно в конечной
точке маршрута.
Экономическое развитие стран региона
китайцам, — до «лампочки». Они вообще к «туземцам», так себе, как,
наверное, большинству известно. Собственно, ШП в древности (он имеет
мало общего с современным, но тоже показательно….) это был всего лишь
караванный путь и сопутствующая ему транспортная инфраструктура. Доходы
от «пути», поступающие к узкой прослойке местной знати приводили к
деградации местной экономики. Это были своего рода «нефтедоллары» того
времени
3. Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для
развития промышленности региона и его социального подъема. И современный
вариант «Транссиб 2.0″ — коридор «Север — Юг» развивается Россией по
такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного
рода индустриальными проектами и объектами, которые гораздо более
важные, чем собственно транспортный коридор. И это гораздо более
интересно с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с
«иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России – это
просто пошло.
4. Вообще смысл китайской стратегии развития ШП –
минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных
должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что
резать расходы китайцы очень умеют. Собственно, все последние китайские
терки в Центральной Азии и с Россией это терки за право собственности на
инфраструктуру.
Александр Жилин: Москва-Пекин, альтруизм закончился?Александр Жилин: Москва-Пекин, альтруизм закончился?
Собственно,
в этом и вся проблема с «Силой Сибири», реализация которого мне
виделась и видится в большом тумане. По мне за время «бодания» с
китайцами можно было бы солидно проинвестировать в развитие
газопереработки. Но, конечно, начальству виднее. Правда, нам обычно не
говорят, ЧТО начальству виднее. А жаль. Очень интересно.
5.
Интересно то, что китайцы исторически не имеют опыта обслуживания такого
рода коридоров. ШП в древности обслуживали не китайцы, совсем не
китайцы. Их называли «рахдониты». Посмотрите про них — узнаете много
интересного, кто такие.
Рекламируемый в настоящее время «южный»
(морской) маршрут ШП тоже обслуживали не китайцы. Они были слишком
великие, чтобы куда-то плавать – все к ним должны были приплывать. Это
были арабские купцы тоже весьма смутного аравийского происхождения. Я бы
их назвал «морские рахдониты», учитывая историю региона и этническую
принадлежность населявших его племен.
Там интересная история,
которая в т.ч. объясняет и «Венецию» и «Геную», и процветание Британии в
конце 18 – первой половине 19 века, как минимум (во времена, когда
китайцы в основном опиум курили). Кстати, интереснейший маршрут – там
надо было добиваться рентабельности на КАЖДОМ «плече». На каждом, Карл!
То есть, номенклатура грузов тасовалась постоянно. Это надо уметь!!!!
Это – высший логистический и торговый класс! Китайцам до него….
6.
Сейчас есть 6 или 7 вариантов маршрута ШП. Через Россию почти полностью
идет 2. Транссибирский и Арктический (СМП). Еще 1 проходит через Россию
частично. Только первые два реально постоянно функционируют и
референтны с точки зрения рентабельности перевозок и страховой стоимости
грузов. Все остальное — попытки апробации и зондаж степени
организационной сложности маршрута.
Конечно, их можно создать и
отработать, но делать их основными… Глупо. Но они важны китайцам, как
резервные коридоры и инструмент давления на нас. А в целом крупнейшим
логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из
«шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на
сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной,
устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к
себе.
Но мы должны понимать, что китайцы никогда не положат все
«яйца» (свои) в одну «корзинку» (нашу). НИ-КОГ-ДА. И стремиться к этому
не надо. Но и на китайский блеф, которого, к слову, становится в
последнее время многовато, о том, что они то тут что-то сделали, то там,
реагировать не стоит. Просто надо понимать, что в нашей дружбе с
Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за
влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток,
дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное.
А
то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север-Юг» наши интересы с
китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами
вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас
само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической,
политической и силовой игры….
7. Китайцы удивлены (т.е. в
китайской системе ценностей «сильно расстроены») что Россия не слилась
за скоро 2 года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в
маневрировании. Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним
приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014 были с плохо
скрываемой ухмылкой.
Как балтийские "наци" легли у ног лидера
мирового коммунистического движенияКак балтийские «наци» легли у ног
лидера мирового коммунистического движения
Сейчас они нервничают и
почти истерят. Последний наезд по результатам визита ДАМ переводится на
русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….» Не более
того, но и не менее. Этот эмоциональный всплеск, в действительности,
очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути.
С учетом
назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром
«шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев» — полный, кстати,
аналог советской истории со своими аналогами МБХ и т.д. с «военными»)
продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может месяцев
14-15.
И тогда, особенно, если обозначим рост экономический хотя
бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они
люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за
Стены»), то разговор пойдет совсем другой. Только к нему тоже надо быть
готовым. В том числе и с точки зрения созданной «впрок» инфраструктуры….
8.
Проблема в том, что вся концепция ШП мне представляется уже
сомнительной. Потому, как ШП ведет в Европу. И больше никуда…. А, вот,
будет ли Европа через 10 лет, когда все 6 или 7 ручьев будет созданы тем
«рыночным раем», коим она была, когда коридор задумывался, —
сомневаюсь.
9. Еще брошу на вентилятор? В 1990-е одним из
вариантов прохождения ШП (и, кстати, очень интересным) была
автомобильная дорога, где нет сильно удорожающий процесс перегрузки
контейнеров. Так, вот, — центральным ее участком был коридор через Иран,
Ирак, Сирию и Турцию с выходами на Стамбул, Самсун и Трабзон, а оттуда
паромом до логистического терминала в Варне, который был построен в
советское время (в связке с Ильичевском), а также…. Правильно: до
Одессы.
Собственно, как вы помните, Одесса фигурирует и в других
китайских проектах альтернативных коридоров ШП. А теперь погуглите про
китайских инвесторов в одесском порту при Януковиче и – вот сюрприз –
при Турчинове. И поймите, чем занимается там Мишико. Правильно: это наши
замечательные американские партнеры руками «шибздика» (с которого
«какой спрос», правда?) ставят нашим еще более замечательным китайским
партнерам «пробочку».
Российская индустриализация 2.0: все как в КитаеРоссийская индустриализация 2.0: все как в Китае
Собственно,
планы на размещение хотя бы минимального военно-морского контингента в
Крыму были из этой же «оперы». А они, как теперь ясно, точно были.
Вообще, американцы не дремлют и они не лохи. Просто они запутались в
обязательствах и спешат.
10. И последняя «зарубочка на память».
Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в
1990-е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере
пролегать именно там, где ИГИЛ (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть. И
встает вопрос – а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для
более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично
себя повел, когда турки сбили самолет?
И тут я напомню, что
Саудовская Аравия – это не только американский союзник. Это еще и
ближайший китайский партнер, которому Пекин, как минимум, дважды
поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 гг.), причем в общем
количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет
у саудов есть) с дальностью чуть более 3000 км. «Калибр» говорите?
Возьмите циркуль коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить
первым. И больше ничего не писать. Я не прав?
Автор: Дмитрий Евстафьев
Источник: http://stockinfocus.ru/2016/01... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|