Таковы прогнозы до 2020 года международной сети
компаний Deloitte, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита. И
только 13% российских компаний сообщают о том, что планируют в своей
деятельности использовать роботов, сообщили журналисту Planet Today в
компании Git in Sky.
Тренд на роботизацию бизнес-процессов (Robotic Process Automation) в
мире сложился достаточно устойчивый. Основные компании Силиконовой
долины ежегодно вкладывают в разработки в сфере роботизации 20 млрд
долларов. Уже в конце 2015 года в США насчитывалось около 100 тысяч
роботизированных предприятий, производств и линий.
Преимущества роботизированных систем очевидны: снижается риск
человеческого фактора и повышается безопасность передачи данных,
происходит их быстрая обработка, отмечается более быстрое и точное
взаимодействие в системе «клиент-компания» и т. д. В то же время все
тревожнее звучат голоса тех, кто опасается, что дальнейшее развитие в
этом направлении приведет к социальным потрясениям. CentrumBanking, одна
из 5 топовых IT-фирм, базирующаяся в Индии, провела исследование,
которое позволило сделать следующее предположение. На каждые 20 рабочих
мест, потерянных из-за роботизации, будут созданы только 13 новых. Это
приведет к тому, что в течение 5–7 лет примерно на 25% будут изменены
должностные обязанности по каждой специальности.
Не все специалисты разделяют эту тревогу. По мнению генерального
директора IT-компании Git in Sky Сергея Житинского, ситуацию не стоит
драматизировать: «Хотя в отличие от автоматизации бизнес-процессов,
которые созданы для оптимизации труда людей, роботизация отличается тем,
что она призвана заменять человеческий труд, человека нельзя полностью
исключить из процесса. Можно автоматизировать погрузку, скажем,
апельсинов, но на каком-то этапе за человеком останется контроль
качества. Когда и эта функция будет автоматизирована, то человек будет
выполнять более высокоуровневые действия, и так будет происходить
всегда».
Как показывает практика, лидеры IT-индустрии, несмотря на сложность
программного обеспечения, стараются сделать интерфейс продукта доступным
для самых неискушенных в информационных технологиях пользователей.
Такой подход позволяет быстро внедрять новые ПО, не тратя много времени и
денег на обучение специалистов. Чем доступнее новация, тем выше
конкурентное преимущество продукта.
«На самом деле, вопрос ставится
неправильно: роботизация или социальные проблемы, — считает Сергей
Житинский. — Необходимо его сформулировать по-другому: как стимулировать
людей любого образования и возраста к дальнейшему развитию? Как
преодолеть свойственную человеку леность и инертность мышления? Ответы
на него могут быть самые разные, в том числе, и заложенные
разработчиками в сами роботизированные системы. В любом случае, как в
среде бизнеса, так и в человеческом обществе сегодня на первое место
выходит личная эффективность».
Россия находится на предпоследнем месте по производству и применению
роботов по причине их дороговизны, несмотря на то, что их окупаемость
составляет 14–18 месяцев. При нынешнем соотношении рубля к доллару лишь
наиболее крупные компании могут себе позволить думать о роботизации
бизнес-процессов. Поэтому грядущие социальные перемены рассматриваются
как слишком отдаленная перспектива. «Времени для решения этих
проблем у нас хоть и немного, но все же есть. Оригинальное решение
способов мотивации сотрудников к профессиональному росту — ресурс не
меньший, чем, скажем, новый способ обработки данных», — говорит Сергей Житинский.