Петербургский автокластер в кризис потерял игроков и сбросил объемы производства, но сохранил перспективы развития
Петербургская автомобильная промышленность, как и российский автопром в целом, в 2015 году вновь снизила объемы производства. Кризисные явления в российской экономике повлияли на емкость рынка и планы игроков, но не лишили петербургский автокластер перспектив. Его дальнейшее развитие связано не столько с экстенсивным ростом объемов производства, сколько с работой по развитию экспорта, оптимизацией модельного ряда, снижением издержек за счет локализации и конкуренцией за российского потребителя в условиях сокращения доходов.
Могло быть хуже
По данным Росстата, за 2015 год российские автосборочные заводы выпустили 1,2 млн машин, что на 27,7% меньше, чем годом ранее. Пик падения пришелся на декабрь прошлого года, когда заводы изготовили 88,4 тыс. автомобилей – на 38,9% меньше, чем в аналогичный период годом ранее. Падение объемов производства продолжилось и в начале текущего года.
Сокращение производства легковых автомобилей в России происходит вслед за падением спроса. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), всего в 2015 году реализовано 1,6 млн новых легковых и коммерческих автомобилей – на 35,7% меньше в сравнении с 2014-м. Если же рассматривать только легковые автомобили, то российский рынок новых машин сжался еще драматичнее – на 45%, до 1,28 млн единиц, подсчитали эксперты PwC.
В условиях кризиса массовый спрос смещается в сторону более доступных моделей. По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2015 года самыми популярными на российском авторынке, как и два года назад, стали автомобили В-класса, опередившие сегмент внедорожников и кроссоверов. Сократилась с 16 до 11,5% и доля С-класса. «Резкий рост цен на фоне девальвации рубля привел к тому, что автомобили классов SUV и С оказались менее доступными для покупателей», – говорит глава пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. В результате рыночная доля автомобилей В-класса увеличилась на 8% и составила 40%, или 600 тыс. машин.
Большинство автомобилей российской сборки относятся к этому классу, поэтому объемы российского производства падают медленнее, чем рынок. Это позволило и петербургским автозаводам несколько затормозить спад производства.
По данным агентства «Auto-DealerСПб», в 2015 году петербургские автозаводы Hyundai, Nissan, Toyota и GM выпустили 307,7 тыс. легковых автомобилей, что на 15% меньше показателя 2014 года. «На фоне общего падения производства автомобилей в России на 28% результат петербургского автокластера можно признать успешным», – считает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.
И это притом что в прошлом году петербургский автокластер потерял крупного игрока – в марте GM объявил о консервации своего петербургского завода, к осени завод был остановлен, а все его сотрудники уволены. В 2014 году завод GM выпустил около 40 тыс. автомобилей, а в 2015-м до своего закрытия – лишь 16 тыс.
Не лучшие времена переживает и всеволожский завод Ford Sollers, который технологически входит в петербургский автокластер. Летом 2015 года из-за спада продаж 600 работников завода были уволены по соглашению сторон (еще в 2014 году списочный состав персонала завода составлял 2,2 тыс. человек, к апрелю 2015-го оставалось 1,5 тыс.). Кроме того, завод дважды останавливал производственные линии: один раз на неделю и один – почти на полтора месяца.
Правительство Ленинградской области оценивает ситуацию как непростую. «Наше сотрудничество с заводом в 2015 году нужно признать удачным, – отметил в беседе с корреспондентом ТАСС в конце 2015 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. – Завод получил налоговые льготы, а также удалось стабилизировать ситуацию в отношениях между профсоюзом работников и руководством завода. Кроме того, завод обновил модельный ряд, начался выпуск обновленных моделей Focus и Mondeo». По его словам, компания ищет дополнительные рынки сбыта в Прибалтике, Казахстане и Скандинавии.
С большими проблемами столкнулись и петербургские заводы по сборке грузовиков. Из-за падения российского рынка тяжелых грузовиков иностранных марок почти на 60% производство грузовиков Scania в Санкт-Петербурге будет перенесено на расположенный рядом сборочный завод «МАН трак энд бас продакшн рус». Объединение двух заводов производится с целью снижения производственных затрат в форме паритетного СП Scania и MAN и завершится в сентябре 2016 года.
Единственным петербургским автозаводом, который в 2015 году нарастил объем производства, стал Nissan. Завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» выпустил почти 34 тыс. автомобилей, что на 7% больше по сравнению с 2014 годом. Во многом этот результат стал возможен за счет прекращения сборки не слишком популярного седана Nissan Teana и начала производства более популярной новой модели Nissan Qashqai в конце октября. Однако рост производства автомобилей Nissan отчасти связан с эффектом низкой базы 2014 года. В 2015 году завод провел сокращение сотрудников, а с 1 марта 2016 года перешел на работу в одну смену вместо двух, в связи с чем планирует сократить еще около 500 рабочих.
Петербургский автомобильный завод Toyota к концу лета этого года планирует начать производство новой модели – кроссовера Toyota RAV4. Инвестиции в расширение производства и подготовку к запуску новой модели к настоящему моменту составили 7,1 млрд рублей. Были расширены производственные линии, установлено новое оборудование, в том числе роботизированная линия сварки кузовов.
Попасть в масть
Наиболее стабильные результаты демонстрирует сборочный завод Hyundai, выпустивший в октябре 2015 года миллионный автомобиль. Его доля в общем объеме производства машин в Петербурге составила 75% (в 2014 году – 69%).
«Ситуация на рынке непростая, но выпускаемые нашим заводом модели стабильно пользуются высоким спросом, являются лидерами рынка», – говорит представитель «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.
Михаил Чаплыгин считает одной из главных причин успеха высокий уровень локализации производства на заводе Hyundai – 47%, благодаря чему не было такого сильного повышения цен, как у конкурентов. Корейские бренды взяли стратегию наращивания доли на рынке, для ее достижения используются многие маркетинговые инструменты в ущерб росту маржинальности, замечает он. По данным «Автостата», в 2015 году доля Hyundai на российском рынке выросла за год с 7,4 до 10,4%, Kia – с 7,9 до 9,7%.
Hyundai стал единственным автозаводом петербургского авток ластера, который не проводил оптимизацию персонала. По словам Марии Мальцевой, завод планирует продолжить работу в три смены, пять дней в неделю с полной загрузкой конвейера и собирается произвести более 200 тыс. автомобилей. В планах на 2016 год также значится расширение цеха штамповки, установка дополнительного оборудования, подготовка к выпуску новых моделей – в третьем квартале будет запущено производство нового компактного кроссовера Hyundai Creta, а к концу года – нового Hyundai Solaris.
Эта стабильность связана не только с популярностью выпускаемых моделей на российском рынке, но и с активностью завода в развитии экспорта. Начав с экспорта в страны СНГ, в августе 2015 года завод начал экспорт автомобилей Hyundai Solaris в Африку.
Хочешь работать – экспортируй
Импорт легковых автомобилей в Россию в прошлом году упал на 50%, а экспорт снизился только на 25. Снижение спроса на российском рынке может привести к тому, что все больше автомобилей российской сборки будут отправлять на экспорт. «Пока нефть падает и соответственно ослабляет рубль, наша продукция становится очень хорошим конкурентом для автомобилей такого же класса на зарубежном рынке. Тем более что качество сборки в России неплохое. И это касается не только «исконно» российских моделей, но и отечественных «иномарок», которые в большом количестве выезжают с конвейеров наших сборочных производств», – считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Экспортными поставками машин российской сборки в страны СНГ или Таможенного союза активно занимаются и петербургские сборочные заводы. Например, самый популярный в сегменте бизнес-седанов автомобиль Toyota Camry вывозят в Беларусь и Казахстан. По данным компании, из 33 тыс. изготовленных в прошлом году на заводе в Санкт-Петербурге машин более 7% ушли на экспорт. География поставок автомобилей Hyundai петербургской сборки несколько шире. Помимо стран СНГ, российский Solaris поставляется в Ливан и Египет.
При этом существует не только официальный, но и серый экспорт, говорит исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. «У ряда марок машины и так уходят за границу. Разница между продажами и регистрациями транспорта в России – это и есть те машины, которые покупатели увезли в страны СНГ. Но по меркам рынка это немного, и спрос со стороны зарубежных частников несильно увеличит производство», – утверждает он.
«При стагнации российского автомобильного рынка, характеризующейся снижением потребительского спроса, ростом цен на автомобили вследствие девальвации рубля, падением реальных доходов населения, ориентация на зарубежные рынки отечественных автопроизводителей – естественный процесс, я бы сказал «тренд», и, возможно, единственный шанс выжить в нынешних реалиях. Следует понимать также, что у российских автопроизводителей большая доля импортных комплектующих, стоимость которых выросла вместе с ростом иностранной валюты, – говорит генеральный директор исследовательской компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Александр Петренко. – Наши автогиганты «ВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ» имеют уже большой опыт по освоению зарубежных рынков. Я бы особенно отметил экспортные перспективы российских коммерческих автомобилей. И дело не только в более низкой стоимости по сравнению с конкурентами, хотя это играет сейчас определяющую роль. В последние несколько лет наша компания проводила маркетинговые исследования в странах Европейского союза и Турции для «ГРУППЫ «ГАЗ», тестировались новые грузовые автомобили – «ГАЗЕЛЬ» NEXT и «ГАЗОН» NEXT различных комплектаций и модификаций. Так вот, европейские потребители с нескрываемым восторгом оценили, например, новую модель цельно-металлического фургона (ЦМФ) «ГАЗЕЛЬ» NEXT, и многие после тест-драйвов изъявляли желание приобрести автомобили нижегородского завода. «АвтоВАЗ» начинает все активнее переориентироваться с внутреннего рынка на внешние, автогигант уже давно имеет разветвленную дилерскую и сервисную сеть по всему миру, и есть все шансы увеличить продажи Lada на зарубежных рынках».
План мероприятий по поддержке российского автопрома в 2016 году, подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым 22 января, предусматривает выделение на поддержку экспорта автомобилей 3,3 млрд рублей. Это ощутимо меньше, чем изначально планировалось (обсуждалась сумма около 6,3 млрд рублей, которая должна была включать компенсацию расходов по транспортировке машин до границы нашей страны и затрат на адаптацию и сертификацию). «Субсидии на транспортные расходы сделают поставки за границу более выгодными, но привлекательность экспорта для российских автозаводов остается неочевидной», – считает Сергей Удалов.
Однако субсидирование вряд ли позволит нивелировать дальнейшее сокращение экспорта от потери двух важнейших для России экспортных рынков. По политическим причинам практически прекратились поставки автомобилей на Украину, а из-за введенного в начале текущего года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили практически застопорился экспорт в Казахстан.
Так, цены на легковые автомобили Ford из-за введенного в Казахстане утилизационного сбора взлетели сразу на 2-3 тыс. долларов, в результате в начале марта поставки автомобилей Ford в Казахстан были приостановлены. Также приостановлены поставки в Казахстан автомобилей Lada, Nissan, Hyundai.
Причина введения утилизационных сборов с казахстанской стороны ясна – из-за девальвации рубля автолюбители из Казахстана начали массово скупать автомобили в России, что неблагоприятно сказалось на внутреннем авторынке. Чтобы поддержать дилеров, правительство Казахстана и приняло эти меры. Пресс-служба Минэкономразвития России заявляет, что МЭР не намерено поддерживать экспорт отечественных автомобилей в Казахстан. При этом министерство не рассматривает возможности введения взаимозачета по утилизационному сбору.
С 4 февраля этого года повышен утилизационный сбор на автомобили еще на одном значимом экспортном рынке – в Республике Беларусь. Для юридических лиц ставки повысились в 1,65 раза, для рядовых граждан – в 8,25 раза. Не зря замминистра промышленности и торговли Александр Морозов заявлял недавно на Российском автомобильном форуме, что новыми целевыми рынками сбыта для автомобильной продукции из России в 2016 году могут стать Алжир, Иран, Египет, Вьетнам.
«Действительно, наиболее перспективные рынки сегодня для отечественных автопроизводителей, это страны Балканского полуострова, где идет смена автопарка, Северная Африка и Ближний Восток. Отдельно выделяю вышедший из-под санкций Иран, а также Вьетнам и страны Латинской Америки, – подтверждает Александр Петеренко. – Но не следует забывать о том, что у китайских и индийских автопроизводителей произошел качественный технологический скачок, и именно сегодня они активно пытаются выйти на мировые рынки.
Однако полагаю, что при грамотной маркетинговой стратегии, использовании определенных своих российских «козырей» в позиционировании наши автопроизводители имеют шансы «застолбить» себе место под солнцем на глобальном автомобильном рынке».
Чиновники рассчитывают за счет поддержки автопрома, как минимум, сохранить производство в текущем году на уровне 2015 года. Большинство специалистов не разделяют их оптимизм.
Пропало не все
Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков ожидает, что 2016 год будет самым сложным для российского автобизнеса: «Наиболее вероятным прогнозом на 2016 год я вижу объем рынка новых автомобилей в 1,1-1,3 млн штук. То есть падение на 15-25% относительно 2015 года. И это будет минимальный уровень за последние 15 лет». Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) прогнозирует снижение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2016 году на 15-20% даже с учетом мер господдержки спроса.
Глава Renault-Nissan Карлос Гон также ожидает продолжения спада продаж на российском авторынке: «К сожалению, перспектива для российского рынка в 2016 году – это спад, мы увидим очередное сокращение российского рынка. Ситуация не очень хорошая, но автопроизводители готовятся к этому – некоторые уже покинули страну, другие, как мы, верят, что рынок в России восстановится».
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассчитывает на успех государственной поддержки автопрома: «Мы исходим из того, что уже приняты решения по поддержке некоторых секторов промышленности. В частности, подписан план программы по поддержке автопрома. Это отрасль, которая является мультипликатором и по другим отраслям промышленности. Мы рассчитываем либо на сохранение объемов 2015 года, либо на небольшой рост. С учетом того что 600 тыс. автомобилей было реализовано в прошлом году по этой программе поддержки спроса, мы рассчитываем, что где-то 600-625 тыс. будет реализовано и в этом году».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о господдержке автопрома. В текущем году на эти цели будет направлено 50 млрд рублей. В 2015 году автопром получил государственную поддержку в размере 43 млрд рублей. По словам премьера, целью программы господдержки отрасли является закладка основы для возобновления роста производства российских автомобилей.
Предполагается, что обновленная стратегия развития автопрома будет предусматривать более точный прогноз рынка и развитие экспорта автомобильной техники. Авторам документа предстоит определить механизмы поддержки развития автомобильной промышленности, направленные в том числе на увеличение объемов экспорта и доли закупок автомобильной техники российского происхождения компаниями с государственным участием и субъектами естественных монополий.
По мнению Сергея Удалова, поддержка государства «станет дополнительным фактором стабилизации спроса на продукцию заводов, и объемы локального выпуска не будут падать вместе с рынком». По его мнению, производство будет подстраиваться под рынок, производители продолжат сокращать модельные ряды, а спрос будет все больше перераспределяться на модели внутреннего производства. Трудно не согласиться с тем, что в любых условиях наилучшая стратегия для автопрома – слушать и слышать то, что «прописал» рынок.