Россия простила Узбекистану долг в размере $864 млн
Государственная дума РФ ратифицировала
межправительственное соглашение России и Узбекистана об урегулировании
взаимных финансовых требований и обязательств по операциям бывшего СССР и
кредитам 1992–1993 гг.
В рамках вечернего пленарного заседания в пятницу, 25 марта, Госдума рассмотрела и приняла законопроект №
845845-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании
взаимных финансовых требований и обязательств". Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Узбекистана было подписано еще в 2014 г.
По
данным на 1 ноября 2014 г., общий объем задолженности Узбекистана перед
Россией (в качестве страны-правопреемницы СССР) составлял $889,3 млн,
из них по основным выплатам – $500,6 млн, еще $388,7 млн приходилось на
проценты по долгу.
В пояснительной записке (PDF) к законопроекту отмечается:
"Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и
обязательств от 10 декабря 2014 г. (далее - Соглашение)
предусматривается урегулирование всех имеющихся между Россией и
Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по
операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по
кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 гг.
Таким
образом, подлежат урегулированию все взаимные финансовые претензии,
вытекающие из перечисленных ниже многосторонних и двусторонних
документов либо касающиеся указанных ниже вопросов двусторонних
отношений:
Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 г.;
Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Узбекистан об урегулировании вопросов правопреемства в отношении
внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 2 ноября 1992
г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по
техническим кредитам по итогам 1992 г. и января - апреля 1993 г. в
государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 19 мая
1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о государственном кредите на 1993
г. от 21 мая 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении
задолженности по техническим кредитам за 1993 г. в государственный
кредит Правительству Республики Узбекистан от 15 октября 1993 г.;
Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Узбекистан о реструктуризации задолженности Республики Узбекистан по
государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией, от 14
марта 1997 г.;
вопросы раздела Алмазного фонда бывшего СССР;
вопросы возврата
валютных средств юридических лиц - резидентов бывшего СССР, в настоящее
время являющихся резидентами Республики Узбекистан, поступивших на их
счета во "Внешэкономбанке" бывшего СССР до 1 января 1992 г.
Переговоры
по урегулированию взаимных финансовых претензий и требований велись с
1998 г., начавшись практически сразу после того, как узбекская сторона в
одностороннем порядке прекратила платежи в погашение задолженности,
консолидированной в соответствии с Соглашением от 14 марта 1997 г. Более
того, партнеры заявили об отказе признавать легитимность соглашений о
технических кредитах и выдвинули встречные финансовые требования,
связанные с распадом бывшего СССР. Речь шла об Алмазном фонде бывшего
СССР и денежных средствах, принадлежавших юридическим лицам республики и
использованных наряду со средствами других советских предприятий для
оплаты критического импорта.
По данным российской стороны, по
состоянию на 1 ноября 2014 г. задолженность Республики Узбекистан
составила $889,3 млн, в том числе по основному долгу – $500,6 млн, по
процентам - $388,7 млн. Вся задолженность просрочена.
В силу
того, что в мае 1998 г. парламентом Республики Узбекистан принято
решение о нелегитимности межправительственных кредитных соглашений от 19
мая 1993 г. и от 15 октября 1993 г. и, как следствие,
межправительственного соглашения от 14 марта 1997 г. о реструктуризации
задолженности, Правительство Узбекистана признавало только часть
задолженности в сумме $43,1 млн по межправительственному соглашению от
21 мая 1993 г. В то же время объем встречных финансовых претензий, в
частности по Алмазному фонду бывшего СССР, оценивался партнерами в $1–2
млрд.
Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях:
1.
Отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по
операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по
кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992–1993 гг.
2.
Осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в
сумме $25 млн; платеж осуществляется в течение 30 календарных дней с
даты вступления Соглашения в силу единовременным денежным платежом в
долларах США.
3. В случае неосуществления узбекской стороной
платежа – объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее
штрафных процентов по ставке LIBOR + 3% годовых.
4.
Самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами
претензий своих физических и (или) юридических лиц в случае предъявления
ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике
Узбекистан по урегулируемым Соглашением по операциям.
Для обеих
договаривающихся сторон подписание Соглашения явилось сложным
компромиссом. Для официального Ташкента уступка заключается в
фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам.
Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает
претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему
валютному долгу" бывшего СССР.
Важнейшей уступкой российской
стороны является предоставление республике значительного облегчения
долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга. Вместе с тем
сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике
последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы
требований, например к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в
последних двух случаях остаток задолженности используется для
проведения операций "долг в обмен на помощь".
Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, выступая в Госдуме, отметил:
"Подписанное соглашение будет
способствовать установлению дополнительных возможностей для наращивания
военного, экономического и политического сотрудничества России и
Узбекистана".
Председатель Комитета Государственной думы по делам СНГ
Леонид Слуцкий заявил о том, что с подписанием и вступлением в силу
этого соглашения снимаются многие вопросы, которые мешали нормализации
финансовых отношений между Россией и Узбекистаном:
"Ратификация соглашения будет
иметь серьезное политическое значение для развития двусторонних
отношений. Узбекистан непростой для РФ партнер – это одна из стран
бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а
русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем, в этом
государстве проживает миллион наших соотечественников".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+