На
минувшей неделе внимание европейцев было приковано к двухдневному
саммиту лидеров стран ЕС. Центральным его событием стал принятый
совместно с Турцией план действий по борьбе с миграционным кризисом.
Раздражённые неконтролируемым притоком нелегалов европейцы теперь
рассчитывают, что с миграцией на континенте будет наведён порядок. На
этом фоне в тени остались другие вопросы повестки дня саммита. В
частности, встреча руководителей стран ЕС с главой Европейского
Центрального банка Марио Драги. Впрочем, обсуждение денежно-кредитной
политики ЕЦБ проходило за закрытыми дверями. В СМИ попали лишь некоторые
итоги этой встречи. Главный из них – канцлер Германии Ангела Меркель не
поддержала планы Марио Драги по созданию в ЕС банковского союза.
Растущие европейские долги повлияли на позицию немцев
Любопытно, что четыре года назад (летом 2012-го), когда впервые
прозвучала идея о банковском союзе в ЕС, канцлер Меркель была её
сторонницей. В то время главе ЕЦБ новый проект помогал двигать тогдашний
председатель еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу. Союз его инициаторам
представлялся надзорным органом с полномочиями контроля за деятельностью
крупнейших банков Европы. Корысть еврокомиссии просматривалась в том,
что этакий пан-европейский банк снижал национальную роль в
самостоятельной финансовой деятельности и, наоборот, укреплял властные
возможности еврочиновников.
Для Марио Драги централизованный контроль за банкингом был лишь
частью целей ЕЦБ. Драги не в меньшей степени рассчитывал усилить защиту
сбережений европейцев через совместную страховку депозитов и получить
возможность прямой рекапитализации нуждающихся и проблемных банков без
долгих консультаций с правительствами. Кроме прочего, отпадала
необходимость искать заёмные средства в международных финансовых
институтах, вроде МВФ. Так Драги надеялся успокоить финансовый рынок ЕС,
не оправившийся от кризиса 2008-2009 годов.
После целого
ряда встреч и консультаций еврочиновников с правительством ФРГ Ангела
Меркель поддержала идею банковского союза в ЕС, сочтя её целесообразной в
среднесрочной перспективе. Прошло без малого четыре года, и теперь
германский канцлер выступила резко против новой банковской структуры.
Что же повлияло на позицию германских властей?
Оговаривая
среднесрочную перспективу, немцы рассчитывали на создание банковского
союза после купирования угроз, вызванных долговым кризисом на Кипре и в
Греции. Последующие события показали, что кризис только разросся,
затронув другие страны Южной Европы. В Греции он превысил все мыслимые
масштабы и потребовал вложения сотен миллиардов евро, в основном из
немецкой экономики.
Проку от этого больше не стало.
Долговые обязательства греков возросли – с 89 млрд. евро в 2012 году до
312 – в 2015-м. При этом, каждый транш финансовой помощи потребовал
новых консультаций, переговоров, согласований, центром которых
становилась Германия – главный донор европейских финансов.
Должников это изрядно нервировало, потому идея создания
пан-европейского банка в виде союза, который бы напрямую финансировал
при необходимости национальные банки, понравилась не только грекам, но и
португальцам, испанцам и пр. Им, безусловно, комфортнее иметь дела с
покладистым итальянцем Драги, чем немецкими банкирами, экономистами и
германским правительством.
Вот и на нынешней встрече
Португалия настаивала, чтобы лидеры европейских стран взяли на себя
официальное обязательство уже на ближайшем саммите, намеченном на июнь,
определить конкретные шаги по созданию банковского союза в ЕС.
Инициативу португальцев активно поддержали многие страны. Но всё
перевесило слово Ангелы Меркель.
Германский канцлер вступила
категорически против. Немцам совсем не улыбается обеспечить к уже
имеющейся у них нагрузке «совместную страховку банковских депозитов».
Теперь Меркель оговаривает свои условия не туманной среднесрочной
перспективой, а вполне конкретно: европейские страны должны разобраться
со своей долговой нагрузкой и повысить финансовую стабильность. Без
этого немцы не будут даже обсуждать создание европейского банковского
союза.
Европейским деньгам становится совсем мягко
В европейских СМИ, где комментировали утечку информации с
мартовского саммита, решительное заявление Ангелы Меркель связали с
начавшейся в Германии большой выборной кампанией, где у правящей ХДС
стали довольно шаткие позиции из-за кризиса с мигрантами. Добавить к
этому ещё дополнительную финансовую нагрузку на немцев, значит, вдрызг
проиграть выборы.
Аргумент, конечно, серьёзный. Успех на
выборах был и останется главной целью политиков. И канцлер Меркель здесь
не исключение. Но дело ещё в том, что экономика Европы сегодня, мягко
говоря, пребывает не в лучшей форме. За неделю до саммита лидеров стран
ЕС состоялось заседание совета управляющих Европейского Центробанка, на
котором зафиксировали весьма печальное положение в ЕС: восстановление
его экономики практически остановилось, в минус ушел фондовый рынок,
вернулась дефляция.
В связи с этим ЕЦБ принял достаточно
радикальные меры Он объявил о снижении до нулевого уровня ставки по
кредитам, до минус 0,4% – по депозитам и до 0,25% годовых – по
маржинальным кредитам. Претерпело изменение и любимое детище Марио Драги
– программа количественного смягчения. (Выкуп государственных и частных
ценных бумаг за счёт эмиссии ЕЦБ.) Ежемесячный объём этой программы,
начиная с апреля, увеличится с 60 млрд. евро до 80 млрд.
Эту
программу запустили в прошлом январе. Драги тогда определил её объём и
временные рамки: влить в экономику Евросоюза 1.1 трлн. евро до сентября
2016 года. Предполагалось, что это поднимет потребительский спрос и
фондовый рынок, ускорит темпы роста и – до приемлемого уровня инфляцию.
Немцы тогда активно запротестовали, опасаюсь резкого снижения курса
евро. Однако, угроза дефляции и уступка Марио Драги в виде права
выкупать ценные бумаги в соответствии с квотой национальных банков в ЕЦБ
(у Бунденсбанка она самая большая) сделали германские власти более
сговорчивыми.
Впрочем, несогласные остались. В Федеральный
конституционный суд Германии последовательно (в мае, сентябре и октябре)
поступили три иска против правительства страны и парламента,
поддержавших программу ЕЦБ. Имена истцов суд (в соответствии с их
пожеланиями) не раскрыл. Своё обращения в ФКС публично признал только
председатель политической партии «Альянс прогресса и прорыва» Бернд
Люке.
Решение по искам до сих пор не принято, а ситуация в
экономике, тем временем, только ухудшается. Не спасли положение даже
снизившиеся цены на энергоносители. Вначале они помогли программе ЕЦБ
поднять потребительский спрос, но затем всё вернулось на свои круги. В
феврале цены на потребительские товары по сравнению с прошлым годом
упали на 0,2%. Наметившаяся дефляция притормозила рост экономики.
Фондовый рынок снова ушел в минус. Проблем добавил невысокий объём
инвестиций.
На этом не самом благоприятном фоне ВВП
еврозоны, по данным британского журнала The Economist, по-прежнему
остаётся ниже пиковых показателей 2008 года, в то время как ВВП США уже
почти на 10% выше докризисного максимума восьмилетней давности. Курс
евро к доллару колеблется на низких значениях – в пределах 1,12 и
создаёт новые проблемы европейским банкам и страховым компаниям.
Столкнулась с трудностями и германская экономика. В прошлом декабре
здесь снизилось промышленное производство и пока не даёт больших надежд
на устойчивый рост.
Германские СМИ на неделе, меж тем,
дружно обсуждали проблемы российского Крыма и даже пришли к
самодовольному выводу, что «Крым России не по карману». Хотя сегодня
очевидно другое: это Германии стало «не по карману» нести на себе
функцию европейского экономического локомотива. Что и подтвердила
канцлер Меркель, уклонившаяся от дальнейшей интеграции в банковском
сообществе ЕС. Похоже, Германия устала от нестабильной Европы, и уже
сама заразилась её болячками…