"Антикризисные" налоги пополнят бюджет России
Фото: politrussia.com
Самостоятельная
внешняя политика Российской Федерации
имеет свою цену: разнообразные санкции западных «партнёров», манипуляции
с ценами на нефть, отказ в рефинансировании банков, спекулятивные атаки
на рубль. Итогом такого противодействия
недоброжелателей становятся осложнения и так непростой ситуации в
российской экономике. В срочном порядке приходится находить
антикризисные способы увеличения доходов. Антикризисный план
Министерства экономического развития оценивается в 827,42 млрд рублей. Этой
суммы должно хватить для оказания поддержки регионам и промышленности. В
качестве источников финансирования рассматриваются действующий бюджет,
антикризисный фонд, средства Фонда национального благосостояния и иные
доходы, которые планируется изыскать "в ходе исполнения бюджета".
К
последним относятся как реализация планов по приватизации
государственного имущества, так и дополнительные поступления от продажи
нефти за счёт пониженного курса рубля. Но классическими способами
"добывания" денег для государственной казны в трудные времена всегда
были и остаются фискальные: дополнительные налоги, акцизы и прочие
узаконенные взимания.
Повышение НДПИ для «Газпрома» (+114,691 млрд руб.)
Правительство
РФ при поддержке президента Путина в качестве одного из первых
источников дополнительных доходов вполне предсказуемо использовало
богатейшую госмонополию. За счёт повышения налога на добычу полезных ископаемых для
«Газпрома» планируется пополнить казну на 114,691 млрд руб. Руководство
"Газпрома", для бюджета которого такая мера чрезвычайно проблемна,
вынуждено было подчиниться воли государства и сделать это внешне
беспрекословно.
Тот
самый случай, когда в кризисной ситуации государственные интересы
ставятся выше частных и корпоративных. Это к заявлениям оппозиции, что
при Путине "капитал управляет государством". Все ровно наоборот.
Аналогичные меры рассматриваются и для нефтяных компаний.
И здесь дополнительные доходы могут быть весьма существенны (до 600
млрд рублей, по предварительным оценкам). Нефть, как и газ, является
действительно национальным достоянием.
Акцизы
на бензин (+83,9 млрд руб.)
Впрочем, основным и самым массовым источником пополнения бюджета, естественно, являются граждане. Повышение акцизов на бензин — это способ изъятия средств на антикризисные меры за счет "мобильных"
граждан с немаленькими доходами. С 1 апреля 2016 г. на 1 литр
бензина акциз повысится на 2 рубля. Акциз должен принести в 2016 году
89,3 млрд дополнительных рублей. Разумеется,
повышение
акцизов повысит не
только стоимость передвижения
автолюбителей и пассажиров, но и отразится
на ценниках в магазинах, так как доставка товаров станет
дороже. Не самая приятная мера для граждан, но ощутимое подспорье для
государства. В то же время власть должна контролировать, чтобы продавцы
топлива не задирали цены выше повышения акциза, используя удобный
предлог.
Система "Платон" и платные трассы (+40-45 млрд руб.)
О
несправедливости или, напротив, разумности
введения системы «Платон» сказано уже
немало. Тема эта дискуссионная — доводы как сторонников, так и противников часто звучат убедительно. Отметим только, чтоожидаемый доход от работы системы
составит до 40 млрд рублей, направляемых в дорожный фонд. Кроме того,
введение "Платона" фактически выводит из тени существенный объем
автомобильных грузоперевозок.
Платные трассы также нередко являются объектом
споров. К примеру, большой резонанс вызвала завышенная стоимость проезда по платному участку автодороги М-11 "Москва - Санкт-Петербург", когда
водителям приходилось платить за пользование дорогой до 500 рублей.
Стоит отметить, что появляются платные участки дорог только в тех
местах, где есть альтернативный
способ передвижения по бесплатной дороге. Так что у граждан всегда
остаётся
выбор: доехать с комфортом и быстро,
отдавая определённую сумму для нужд
автодорожного строительства, или
путешествовать по обычной трассе с
меньшим комфортом, зато экономя деньги.
Доходы
от платных дорог в настоящее время не столь значительны.
В 2014 г. они составили 2,4 млрд рублей при общей протяжённости трасс в 405 км. На конец 2015 г. общая протяжённость платных участков увеличилась до 740 км, поэтому стоит предположить и увеличение поступлений от их использования.
Расчёт
налога на жильё по кадастру (+7 млрд руб.
для Москвы)
Измененияналоговый кодекс затронули ещё в 2014 г.,
однако граждане начинают платить налог на имущество от кадастровой
стоимости с 2016 г. С учётом переходного периода полностью
данная
мера заработает в 2020 г. Сильнее
всего
пересчёт налога по кадастровой
стоимости скажется на кошельках граждан,
имеющих дорогие квартиры. Так что тех, кто не имеет элитного жилья в
историческом центре Москвы или другой
дорогой недвижимости, эта обновлённая
фискальная мера коснётся в меньшей мере. Важно только, опять же, чтобы
власть контролировала этот процесс и пресекала попытки необъективно
завышать кадастровую оценку на скромное жилье.
К
слову, имущественный налог повысит рост
доходов муниципальных образований, к федеральным доходам он имеет отношение
косвенное. В США
в среднем
имущественные
налоги формируют
местные бюджеты на 71%, во Франции — на
51%. В России до введения изменений — не
более 20%. В денежном эквиваленте на 1
ноября 2013 г. собранная сумма составила
16,6 млрд руб. А в
2016 г. за счёт введений новшеств только
бюджет Москвы пополнится на 7 млрд руб.
В 2017 г. столичный бюджет по прогнозам
должен получить 9,5 млрд руб. от обновлённого
налога на имущество.
Рост
пени за неуплату коммунальных услуг.
Ужесточения за неуплату штрафов ГИБДД
Дополнительные
доходы планируется получать с помощью
нерадивых плательщиков за услуги ЖКХ, а также злостных нарушителей правил дорожного движения. Правда,
с некоторыми неплательщиками за коммунальные услуги могут
возникнуть вполне ожидаемые сложности.
И тут уже многое будет зависеть от
эффективности работы приставов. Величину
предполагаемых доходов «на глазок»
определить трудно. По окончании отчётного
периода можно будет реально оценить
это новшество. Что
касается штрафов, то здесь пополнение
бюджета — дело второстепенное, хотя они и могут подтолкнуть должников к
уплате просроченных неуплат за нарушения. Основная же задача — повышение
безопасности на
дорогах. Точные доходы можно будет также
определить по итогам отчётного периода.
Налог
на зарубежные депозиты
Граждане,
хранящие свои сбережения за рубежом,
теперь вынуждены будут уплачивать НДФЛ в размере 13% с полной доходности депозита независимо от размера
процентной ставки. Теперь у вкладчиков будет мотивация
возвращать свои накопления в родную
страну — или придётся пополнять бюджет России,
если вера в сохранность вкладов за
границей окажется сильнее. Ранее
владельцы иностранных счетов платили налог только с той части дохода,
которая превышала 9% годовых. А 9% для большинства крупных зарубежных
банков это, мягко говоря, большая редкость.
Повышение
налога на хранение денег за рубежом является не только способом
пополнения бюджета, но одним из средств национализации элит.
Некоторые западные банки в последнее время не слишком уважительно относятся к российским вкладчикам, а в России тем
временем объявлена амнистия капиталов.
И это нововведение относительно
зарубежных депозитов может владельцев зарубежных счетов, хотя
бы из чисто меркантильных соображений, подтолкнуть к возвращению
капиталов
туда, где они и были когда-то заработаны. И даже если налог ощутимой
пользы бюджету не принесёт, он исполнит свою роль, если капиталы более
активно будут возвращаться в страну.
Транспортный
налог на люксовые автомобили
Эта
мера действует с 2014 г.
Она направлена исключительно на состоятельную верхушку общества, не
касаясь большей части населения страны. Фактически это разновидность
налога на роскошь, к введению которого постоянно призывает власть
"левая" оппозиция. Они, видимо, не догадываются, что такой налог
практически существует и уже третий год стабильно подпитывает бюджет. В
2016 г. перечень люксовых
автомобилей был расширен. Граждан
с относительно высоким доходом такая
мера будет стимулировать покупать
отечественные автомобили, под понятие
«автомобильная роскошь» не попадающие.
Если же для поддержания статуса
дорогой импортный автомобиль необходим
— придётся пополнять казну.
Среди прочих фискальных мер, которые Правительство планирует применять в будущем, увеличение налога на высокие зарплаты (от 796 000 руб. в год), поднятие границы страхового взноса до 2,2 МРОТ для предпринимателей, получающих доход свыше 300 тыс руб. и
иные меры, задевающие, в первую очередь, граждан с высокими доходами.
Будут ли в действительности эти меры использоваться или найдутся иные
способы пополнения бюджета, узнаем в недалёком будущем.
Таким образом, можно сделать вывод, что
государство в деле поиска дополнительных доходов старается действовать достаточно
аккуратно, активно привлекая всех
экономических участников, не оставляя
без внимания госкомпании
и граждан с доходами выше средних. Не обходится, конечно
же, без недоработок исполнительной власти в части реализации, которые приводят
к серьёзной критике со стороны общества и которыми пытается воспользоваться несистемная оппозиция.
Однако пополнить бюджет за счет дополнительных поступлений — лишь половина дела. Важно,
чтобы новые средства пошли на пользу стране, а не осели в карманах
казнокрадов, которых по-прежнему, к сожалению, немало. И это
вопрос контроля надзорных органов и политической воли власти, которым самим не
помешает дополнительный контроль со
стороны общественных организаций. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|