Андрей Коболев прекрасно знает разницу между удавкой России и США. Но никогда не скажет об этом вслух.
После того как удавка была разорвана, новые власти в полном соответствии с рекомендациями МВФ стали поднимать цены на ЖКХ. В итоге задолженность украинцев по оплате жилищно-коммунальных услуг в январе составила без малого 11 млрд гривен, в декабре прошлого года — около 9 млрд гривен.
Всего в течение двух лет, до марта 2017-го, тарифы на электроэнергию будут дорожать в пять этапов и вырастут в 3,5 раза. С 1 марта электричество подорожало еще на 25 процентов. Если тарифы продолжат расти, люди окажутся на грани «энергобедности» и будут вынуждены ограничивать себя в пользовании необходимыми электроприборами, например, холодильниками и телевизорами, предсказывает эксперт Сергей Дяченко.
Я бы сказал, майданные власти — рисковые ребята. Все предыдущие правительства рекомендации МВФ выполнять побаивались, отдавая себе отчет, что нищее население — не самый надежный электорат.
Я бы обязательно так сказал, если бы не знал, что они ничем не рискуют. Ибо перед ними поставлены совершенно другие задачи, прямо противоположные интересам маленьких украинцев — победителей «революции гидности». А именно, вывести всем миром «Нафтогаз» из убытков. Сделать это необходимо, потому что на него положили глаз американцы. А им убыточный газовый монополист без надобности. В этом тайный смысл радикального увеличения тарифов на коммунальные услуги.
Вашингтон не особо скрывает, что имеет интерес к украинскому газовому рынку. Например, давно известно, что сын нынешнего вице-президента США Хантер Байден вошел в совет директоров крупнейшего частного газодобытчика на Украине Burisma Holdings. А Виктория Нуланд в своем недавнем отчете перед сенатской комиссией к числу своих заслуг причислила участие в корпоративном управлении «Нафтогазом» через новых назначенцев. Не стесняясь ни капли.
Лукавство Андрея Коболева очевидно — уровень потребительских цен на ЖКХ всегда был внутренним делом Украины. Никакая российская удавка не помешала бы ей задрать цены на газ для населения на самую заоблачную высоту. Мешали опасения, что миллионы громадян не смогут платить за тепло и электроэнергию в своих домах и квартирах.
Сегодня этих опасений нет. Еще в прошлом году Наталия Яресько заявила, что МВФ настаивает на принятии двух законов, которые откроют шлюз для кредитов. «Законопроекты, связанные с повышением возможности НАК «Нафтогаз» собирать свои дебиторские задолженности. Речь идет о снятии различных существующих мораториев, которые на сегодняшний день этого не позволяют. Этих законопроектов два», — сказала глава Минфина, однако не пояснила, какие конкретно.
На Украине хорошо известны оба: это мораторий на повышение тарифов до уровня прибыльности для предприятий ЖКХ и мораторий на принудительное выселение за долги по предоставленным жилищно-коммунальным услугам. Первый уже преодолен — очередь за вторым.
Разумеется, и он будет преодолен — США не станут мириться с потерей денег из-за нищего населения в какой-то далекой стране, которую не всякий американец найдет на карте. Пусть ищет и платит. Или освобождает жилплощадь, которую потом можно продать хотя бы за треть цены. Закон рынка, ничего не поделаешь.
В общем-то, ничего нового, обычная колониальная политика: в метрополию уходят деньги, которые всякими способами собирают с туземцев. Например, низкими заработками аборигенов на банановых или кофейных плантациях. Или высокими тарифами на ЖКХ, как случае с Украиной.
____________________
Из новейшей истории Украины многие из нас, россиян, уже сделали верные выводы. Главный из них: ни в коем случае нельзя связываться с американцами. Не потому, что они такие уж плохие — люди занимаются бизнесом, не более. К сожалению для страны, в которой США перехватывают управление, их интересы никогда не совпадают с интересами коренного населения.
В отличие, кстати, от России, которая четверть века субсидировала бывшую братскую, но такую наивную и не очень-то благодарную державу. Я уверен, что через пару-тройку лет большинство украинцев почувствуют эту принципиальную разницу в подходах. А лет через пять свои взгляды на окружающий мир пересмотрят все поголовно.
Нам остается только наблюдать со стороны за процессом удушения нэньки в дружеских объятиях западных партнеров. И примерять ситуацию на себя.