Проект глубоководного порта в Анаклии на грузинском побережье Черного моря, за который более года боролись китайские корпорации, 8 февраля в результате победы в тендере неожиданно достался американо-грузинскому консорциуму.
Порт, который должен был стать логическим завершением китайского Шелкового пути через Среднюю Азию и Кавказ, достался американцам, не только не имеющим
к трансевразийскому китайскому проекту никакого отношения, но и
отчасти не заинтересованных в его появлении вообще. Поражение китайских
госкорпораций под Анаклией - не только стало свидетельством хрупкости
китайских евразийских инициатив, но и новым доказательством усиления
антикитайской азиатской политики США. Особый колорит истории придает то,
что китайско-американские корпоративные сражения происходят в
нескольких десятках километров от Абхазии и Южной Осетии - в зоне
сильного российского влияния.
8 февраля 2016
года премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили в прямом эфире
грузинского телевидения ошарашил наблюдателей, заявив, что проект порта
Анаклия достался Anaklia Development Consortium - совместному
предприятию грузинского TBC Holding и американской Conti Group. Общая
сумма проекта порта, который будет завершен через 10 лет, составила 3,7
млрд долларов. Проектная мощность порта, который призван стать хабом
для китайско-европейской торговли в Восточной Европе,
составит 100 млн тонн. Первые грузы будут обработаны здесь уже в 2019
году. Однако главной проблемой масштабного проекта остается
недостаточная развитость сопутствующей инфраструктуры - даже если порт и
будет готов принимать 100 млн тонн ежегодно, однако железнодорожная
сеть Грузии, Азербайджана и расположенных через Каспий Туркмении,
Узбекистана и Казахстана потребует значительных дополнительных вложений
для увеличения способности транспортировать такие объемы из грузинского
порта.
Модернизацией этой железнодорожной
сети по умолчанию должен был заниматься Китай и его корпорации, однако
после изменения ситуации в Анаклии, когда тендер "ушел" от Hubei
Hongyuan Power Engineering Company и China Harbour Engineering Company,
не до конца очевидно - какое решение примет китайская сторона.
Играя
в сложные игры с Москвой и пытаясь уйти от российской зависимости в
транспортировке грузов, разрабатывая сложные маршруты через несколько
среднеазиатских и кавказских государств и даже через Каспийское море,
китайская стратегия споткнулась на ровном месте, не рассчитав вполне
вероятный приход американцев на Шелковый путь.
Видимо,
такой сценарий казался Китаю маловероятным в условиях прежней
американской стратегии, которая, судя по всему, кардинально поменялась
еще до президентских выборов в США. Сегодня вся система китайского
Шелкового пути в рамках коридора Китай-Европа через проигранный тендер в
Анаклии оказалась в руках американцев, а многочисленные китайские
вложения в развитие инфраструктуры железнодорожных перевозок в странах
Средней Азии и Иране будут использованы для обеспечения
работы американского порта.
Китай, который
создавал Шелковый путь - как сухопутную альтернативу морским,
находящимся под американским влиянием, коммуникациям, сегодня находится
перед перспективой полного срыва проекта и дилеммой отказа от этого
проекта, либо совместного с Россией освоения Экономического пояса
Шелкового пути. Третьим путем, который гипотетически существует у
Китая, является полный вывод Турции из орбиты влияния США, однако этот
путь будет куда более затратным, чем переговорный процесс с малыми
государствами Средней Азии и Кавказа.