Зелен арктический виноград
Владимир Путин назвал Северный Морской Путь «единой национальной транспортной магистралью России в Арктике», но Barents Observer[1] считает, что ценность этого маршрута значительно завышена.
Советский Союз постоянно пользовался Северным морским путём (СМП),
поскольку этот маршрут был намного короче, чем южный путь, но в те
времена СМП замерзал зимой, потому навигация по СМП осуществлялась
только 4-5 месяцев в году. Сейчас же, благодаря глобальному потеплению,
время навигации по СМП значительно увеличилось, и владельцы сухогрузов,
танкеров и газовозов стали всё чаще посматривать на север.
А почему бы и нет?
Длина маршрута Иокогама-Гамбург — 21 200 км или 13 174 морских мили.
Переход по этому маршруту займёт месяц, и к этому времени надо
приплюсовать ещё два фактора: вероятность нападения пиратов, и
ограничение по размеру судна. То есть, простора для манёвра и экономии
нет. А длина маршрута Иокогама-Гамбург по СМП почти в два раза меньше —
7 650 миль (5 770 миль до Мурманска и 1 880 миль от Мурманска).
Экономия гигантская, плюс — никакой головной боли в виде пиратов, и
нет ограничений по размеру судов. К тому же Россия — обладательница
самого крупного ледокольного флота в мире, что ясно видно из
инфографики, выложенной на сайте Береговой охраны США в 2013 году:
Примечание:
Белый силуэт — планируется строительство
Жёлтый силуэт — идёт строительство
Красная рамка — ледокол был на Северном полюсе
B — ледокол предназначен для работы в условиях Балтийского моря
N – атомный
То есть, путь намного короче, а Россия обеспечивает безопасную проводку каравана по высоким широтам.
Выгодно? Несомненно, но Barents Observer, желая принизить ценность
СМП, приводит цитаты из научной работы «Арктическое коммерческое
судоходство по Северо-Восточному проходу:
маршруты, ресурсы, управление,
технология и инфраструктура», опубликованной в «Polar Geography»:
«Преимущество сокращения путевого расстояния между Атлантическим и
Тихим океанами на 24% нивелируется множеством факторов, в том числе
более тяжёлыми погодными условиями и наличием плавающего льда, что
требует удорожания конструкции судов и вложений в адаптацию к зимним
условиям».
Далее идёт не менее драматичный пассаж:
СМП считается наименее надёжной альтернативой Суэцкому каналу в
случае контейнерных перевозок, говорится в исследовании:
«Отдалённость,
отсутствие широкополосных каналов связи, ограниченные возможности
поисково-спасательных служб определяют повышенный риск работы в Арктике.
Мелководье лимитирует размеры судов, движение льдов обусловливает
непредсказуемость времени прибытия судов».
Грустно, не так ли? Но!..
Итак, в мире существует 4 разных пути по Северному Ледовитому океану:
Северный морской путь — вдоль северных берегов России
Северо-Западный проход — вдоль северных берегов Канады
Трансполярный путь — проход севернее Шпицбергена
Арктический мост — Мурманск – Гудзонов залив.
Нас интересуют первые три, поскольку именно они пересекают Арктику с Востока на Запад или с Запада на Восток.
Трансполярный путь идёт намного севернее СМП — почти по Северному
полюсу и, кажется, что же там делать, если в торговых флотах мира ещё не
завелись грузовые подлодки? Но, оказывается, что очень даже есть, чем
заняться в приполюсье. Причём, доказывают это не абы кто, а немцы,
которые выяснили у других учёных, что скоро в Арктике не будет льда,
благодаря глобальному потеплению.
Карта ледовых полей в прошлом и прогноз на будущее:
А раз так, то зачем платить канадцам или русским ледокольный сбор? И
немцы, вспомнив заветы Ильича, решили пойти другим путём —
Трансполярным.
Немецкая компания Bremenports задумала строить глубоководный порт на
восточном берегу Исландии в Финна-фьорде. Финна-фьорд, да и всё
восточное побережье Исландии, как пишет Barents Observer, является
идеальным портом на Трансполярном морском пути — будущей магистрали из
Атлантики в Тихий океан.
Запланированный порт призван решать несколько
задач:
— центр монтажа и обслуживания исландских нефтегазовых буровых платформ
— хранение и первичная переработка сырья, включая СПГ
— поисково-спасательная база
— база для торговых, рыболовных, круизных и научно-исследовательских судов
— потенциальный магнит для отраслей, ищущих дешёвые источники энергии.
И тут начинается самое смешное.
Barents Observer считает завышенной ценность российского СМП,
поскольку навигация в северных водах отличается повышенным риском, но в
случае с Трансполярным маршрутом, который проходит ещё выше, почти через
Северный Полюс, издание не видит никаких проблем, и пишет:
«По контрасту с СМП и Северо-Западным проходом, Трансполярный морской
путь обходит территориальные воды арктических государств и лежит в
международных водах».
«Так не доставайся же ты никому» (С)
Ну, понятно, что в Скандинавии, откуда родом Barents Observer, нас
русских любят настолько, что готовы задушить в объятиях, но
скандинавская заносчивость наказывается. Норвегии стоило бы подумать о
том, что если Россия изначально застолбила за собой СМП, имеет мощный
ледокольный флот и возможность проводить суда по маршруту, то Германия
перекрыла другой выход, заняв самый жирный участок Трансполярки — порт,
находящийся на выходе из Северного Ледовитого океана. Порт, куда
однозначно будут заходить суда, идущие из Азии, если начнёт работу
Трансполярный путь.
Заработают ли оба маршрута? СМП будет работать однозначно, а
Трансполярка?.. Может быть. Но в любом случае Скандинавии с её селюковой
заносчивостью останется только облизываться на караваны судов,
проходящих из Мурманска в Европу, и рассуждать о невысокой ценности
Северного Морского пути.
[1] BarentsObserver.com
– открытая служба новостей, ежедневно публикующая новости из
Баренцрегиона и о Баренцрегионе и Арктике.
Сайт принадлежит норвежскому
Баренцсекретариату (Киркенес, Норвегия), перед которым стоит задача
поддержки политических, деловых и личных контактов между людьми через
государственные границы в регионе. Источник: http://contrpost.com/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 98
комментариев 1365
Рейтинг поста: