«Укртрансгаз» констатирует: к концу 2019 года украинская
газотранспортная система (ГТС) умрет. Объемы транспортируемого
энергоносителя с каждым месяцем сокращаются. А для жизнеспособности
любой структуры необходима ее эксплуатация и соответствующих уход. Цифры
говорят, а с ними не поспоришь, что при минимизации интенсивности
работы падает и доход эксплуатирующей компании. А раз поступлений нет,
то неоткуда взяться и средствам на ремонт и замену износившегося
оборудования.
Украинская ГТС – одна из самых крупных в мире, она занимает второе
место после российской. Это объяснимо: Украина до сих пор остается
главным транзитером российского голубого топлива в страны Европы и до
недавнего времени являлась крупным покупателем России. Общая длина
газовых магистралей, которые находятся в ведении государственного
предприятия «Укртрансгаз», составляет 38,9 тысяч километров. В ведении
компании 12 подземных газовых хранилищ (ПГХ), рассчитанных на 30,9
миллиардов кубометров голубого топлива. Движение по газопроводу
обеспечивают 72 компрессорные станции и 110 компрессорных цехов, 702
газоперекачивающих агрегата, 1458 газораспределительных станций. Эти
сведения содержатся в опубликованных «Укртрансгазом» документах. Из них
же следует, что пропускная способность Украины составляет 292 миллиарда
кубических метров в год на входе и 178 миллиардов – на выходе. И них в
страны Европейского Союза отправляются 146 миллиардов кубометров
энергоносителя.
Украинские специалисты констатируют: объемы транспортируемого газа
последовательно снижаются. И речь идет не только о постмайданном
периоде, эта тенденция наблюдается уже много лет. Например, в 2011 году
Европа посредством украинской ГТС получила 104,2 миллиарда кубометров, в
2012 году этот показатель снизился до 84,2 миллиардов кубов. В 2013
году транзит увеличился до 86,1 миллиардов. Однако потом случился
Евромайдан, государственный переворот. В результате, в том числе и из-за
политизации коммерческих вопросов Украиной, объем переправляемого в
Европу газа снизился до 62,2 млрд куб. м.
Постепенное снижение объемов транспортируемого газа из России в
Европу привело к тому, что на сегодняшний день транзитная мощность ГТС
Украины используется не более, чем на 38%. Эта тенденция, по прогнозам
специалистов «Укртрансгаза», сохранится до 2019 года. А это рубеж, когда
заканчиваются действующие контракты с Россией по транзиту голубого
топлива в Европу.
Уже сейчас можно констатировать, что украинская ГТС разрушается с
катастрофической скоростью. И в доказательство еще несколько цифр. На
сегодняшний день у Украины нет денег на то, чтобы поддерживать свою ГТС в
работоспособном состоянии: на ремонт сети в год тратится не более 20
миллионов долларов, в то время, как необходимый объем инвестиций
составляет 300 миллионов долларов, и что важно, на протяжении долгого
периода времени.
На сегодняшний день, по оценкам специалистов, 3,2 тысяч километров
газовых сетей находятся в аварийном состоянии. Причина – технический
ресурс этих участков исчерпан. Все дело в том, что когда подходил срок
окончания эксплуатации, его продляли из-за отсутствия денег на замену
оборудования или капитального ремонта. Сегодня на это в бюджете Украины
также нет денег. Если что-то ремонтируется, то исключительно на
средства западных кредиторов. И хотя выдача кредитов на подержание
украинской ГТС для них – жизненно важный вопрос, ведь они не хотят
остаться без топлива – не факт, что Европа готова постоянно
раскошеливаться на помощь Украине, которая, как транзитер, обязана
обеспечить бесперебойную доставку голубого топлива потребителю.
автор: Ольга Мозес Источник: politpuzzle.ru.
Рейтинг публикации:
|