Такие поправки в действующее законодательство подготовил Росфинмониторинг
Фото: REUTERS/Khalil Ashawi
Росфинмониторинг предлагает приравнять покупку «экономических ресурсов» у террористов (в частности, нефть, нефтепродукты, продукты их переработки и другие природные ресурсы) к содействию террористической деятельности. Ведомство предлагает принять поправки в ст. 205.1 УК РФ — «Содействие террористической деятельности», максимальное наказание по которой — пожизненное лишение свободы. Минимальный срок по статье — 5 лет. Об этом «Известиям» рассказал замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. По его словам, в настоящее время документ проходит согласование в Минюсте, Следственном комитете, Генпрокуратуре, Верховном суде, ФСБ и МВД.
— Это инновационное предложение, реализация которого позволит привлекать к уголовной ответственности зарубежных террористов,
— пояснил «Известиям» Павел Ливадный. — Впервые Россия предложила внести соответствующие поправки все страны-участницы FATF (международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — Financial Action Task Force) в декабре 2015 года — на заседании в Париже. В феврале 2016 года состоялось очередное заседание FATF, наше предложение поддержали все страны, включая США. Не факт, что государства будут менять законодательство в свете новации. Страны могут пойти и по пути правоприменительной практики. Межведомственное согласование может продлиться до одного месяца. Но учитывая важность вопроса, думаю, сроки будут более сжатыми.
По словам замдиректора Росфинмониторинга, в рекомендации 5 FATF (преступление финансирования терроризма) содержится требование «криминализовать предоставление террористам любыми способами экономических ресурсов, охватывающих в том числе нефть и иные природные ресурсы», а также указывается на необходимость «применения механизма по блокированию (замораживанию) операций с такими ресурсами».
— Все предложения делегации Российской Федерации основаны на финансовых положениях Резолюции Совета Безопасности ООН (в частности, РСБ ООН 2199 и 2253), являющихся обязательными к исполнению на основании ст. 25 Устава ООН, — добавил Павел Ливадный.
Директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Владимир Рожанковский позитивно оценивает новацию.
— Вопрос лишь в «дьявольских деталях» — тех самых скрытых от посторонних глаз нюансах, в которых у России могут возникнуть расхождения со странами Запада, — уверен эксперт. — Остается лишь надеяться, что эти расхождения не смогут сломать духа данного законопроекта, и он будет принят заинтересованными странами. Данная практика в одностороннем порядке давно применяется спецслужбами США. В частности, в конце прошлого года просто за сотрудничество с гражданами Сомали французский банк BNP Paribas получил штраф почти на $9 млрд от Генпрокурора США. В качестве курьеза можно отметить, что при наличии доказательств под данную статью могут попасть высшие чиновники Турции.
По мнению управляющего партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, инициатива Росфинмониторинга имеет серьезные основания — борьба с терроризмом должна подстраиваться под новые реалии, и одним из направлений этой борьбы должно стать развитие экономических инструментов воздействия.
— Если ранее противодействие терроризму строилось на индивидуальных финансовых ограничениях и касалось отдельных счетов, операций и т.д., то сейчас этого уже недостаточно — требуется полная экономическая изоляция целого региона.
Предложения Росфинмониторинга направлены как раз на это — максимально ограничить торговые контакты с экстремистами, — поясняет собеседница.
Впрочем, Тамара Касьянова считает, что реальное применение этих ограничений без инициативы каждого отдельно взятого государства, входящего в FATF, вряд ли возможно.
— Поэтому важно, чтобы предложения Росфинмониторинга, если они будут приняты, не остались лишь декларативным инструментом.
В этом отношении возрастет роль FATF как гаранта по исполнению новых ограничений по противодействую терроризму. В любом случае принятие предложений Росфинмониторинга станет верным шагом в направлении общемировой борьбы с террористами, — уверена Касьянова.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что появление этой законодательной инициативы может быть связано со звучавшими в начале российско-турецкого конфликта обвинениями в адрес Турции, что та приобретает нефть у ИГИЛ (арабское название ДАИШ, организация запрещена в России).
— Однако практического смысла эта инициатива не несет, ведь действующий антиотмывочный закон создает заслон на пути денежных трансакций с террористами, — считает аналитик.
Как ранее сообщали «Известия», Совбез ООН 28 июля 2014 года принял заявление своего председателя о недопустимости покупки сырой нефти у террористических организаций Сирии и Ирака, таких как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и «Джебхат ан-Нусра». Причина в том, что вырученные средства идут на поддержку этих группировок. Документ был подготовлен по инициативе России и предусматривает введение санкций против тех, кто продолжит приобретать углеводороды контрабандным путем. В заявлении указывалось, что государства — члены ООН обязуются предотвращать и пресекать финансирование террористических актов. В МИД РФ тогда пояснили, что Россия настаивала на необходимости принятия подобного заявления с первых месяцев войны в Сирии.