Финансовая G20 собирается в пятницу в Шанхае в условиях быстро нарастающих тревог по поводу восстановления глобальной экономики. Немалую роль в страхах относительно ее здоровья, кроме снижения темпов развития китайской экономики и обвала цен на нефть и другие полезные ископаемые, играет и спад в мировой торговле. Он начался в прошлом году и, очевидно, продолжится и в этом
Стоимость товаров и изделий, пересекших границы между государствами в 2015 году, согласно «Мониторингу мировой торговли» Бюро анализа экономической политики Нидерландов, снизился на 13,8% в долларовом исчислении по сравнению со статистикой за 2014 год. Это первое снижение объемов глобальной торговли после 2009 года. Основная доля спада пришлась на Китай и другие развивающиеся рынки, состояние экономик которых в прошлом году не радовало.
Отчет из Гааги стал первым исследованием результатов деятельности глобальной торговли за прошлый год и, наверняка, далеко не последним. Ничего хорошего, пишут Financial Times, скорее всего не ждет глобальную торговлю и в 2016 году в свете постоянно растущих опасений за состояние мировой экономики. Так что открывающаяся в пятницу в Шанхае двухдневная встреча президентов и председателей центробанков и министров финансов G20 скорее всего будет проходить в атмосфере пессимизма. По словам президента Bank of England Марка Карни, глобальная экономика рискует попасть «в ловушку низкого роста, низкой инфляции и низких процентных ставок».
Один из главных показателей глобальной торговли по оптовым товарам – индекс Baltic Dry опустился до рекордно низкого уровня. Китай в 2014 году обошел США и стал главной торговой державой планеты. В январе в КНР зафиксировано снижение как экспорта, так и импорта, выражающееся в двузначных числах.
Еще один немаловажный штрих: обвалился импорт из Поднебесной в Бразилию, переживающую сейчас сильнейшую более чем за столетие рецессию. Практически весь китайский экспорт в Бразилию, начиная от машин и заканчивая текстильными товарами, перевозимыми в контейнерах, в прошлом месяце снизился на 60% по сравнению с январем 2015 года. Суммарный же импорт в контейнерах в Латинскую Америку сократился на 50%, по данным Maersk Line, крупнейшей мировой компании по перевозкам на судах.
«То, что мы сейчас видим по Китаю, не относится только к Бразилии,- объяснил FT директор южноамериканского отделения Maersk Line Антонио Домингес.- Китайский экспорт снижается во всей Латинской Америке. Это происходит уже несколько кварталов, но сейчас, в 2016 году, стало особенно заметно».
Впрочем, в Бразилии сейчас происходят определенные изменения в торговле. Обвал импорта из Китая в Бразилии сопровождается ростом бразильского экспорта в Азию. Частично этот рост объясняется девальвацией бразильского реала по отношению к доллару, составившей в прошлом году 40%.
«В масштабах планеты,- считает старший экономист Capital Economics Эндрю Кеннингхэм,- большинство показателей позволяют предположить, что и в этом году рост торговли будет очень слабым. Впрочем, мы не считаем, что произойдет какой-нибудь резкий спад».
Главным образом из-за резких колебаний курсов валют и обвала цен на полезные ископаемые экспорт и импорт в стоимостном исчислении в прошлом году снизились во всех регионах планеты. В США, где сильный доллар оказывает все более сильное давление на экспортеров, стоимость экспорта снизилась в 2015 году на 6,3%. Экспорт из Африки и Ближнего Востока из-за резкого снижения цен на нефть сократился на 41,4%.
Правда, в объемном исчислении картина менее пессимистичная. По этому показателю в 2015 году зафиксирован рост глобальной торговли на 2,5%. Однако рост торговли все равно оказался ниже роста глобальной экономики, составившего в прошлом году 3,1%.
FT напоминает, что до кризиса 2008 года рост мировой торговли почти десятилетие вдвое опережал рост мировой экономики. С 2011 года эти два показателя в целом выровнялись. Причем, рост экономики начал незначительно опережать рост торговли. Сейчас отставание стало заметнее. Это вызывает дополнительные тревоги за состояние глобальной экономики.