Производство синтетических тканей в прошлом году по сравнению с
предыдущим выросло на 14,7%, материалов нетканых – на 25,1%, спецодежды –
на 9,1%, замши – на 19,2%. Поднялось на 21% и производство одежды из
искусственного меха. По словам замминистра промышленности Виктора
Евтухова, ключевыми задачами в рамках развития отрасли являются
создание российских брендов одежды мирового уровня, рост экспорта
готовой продукции швейной отрасли, создание новых рабочих мест.
Простые меры
Нам необходимо стимулировать спрос со стороны рядовых потребителей.
Сделать это можно, в первую очередь, через расширение продуктовой
линейки в рамках процессов импортозамещения. Для реализации
инвестиционного потенциала мы задействуем возможности Фонда развития
промышленности. По итогам 2015 года им одобрено выделение льготных
займов на сумму свыше 1,5 млрд руб. по шести проектам легпрома,
осуществление которых позволит создать в отрасли больше 1,5 тыс. рабочих
мест», – заявил замглавы Минпромторга на пресс-конференции в ТАСС.
Среди других мер поддержки – запланированное создание
отраслевого банка легкой промышленности на площадке Россельхозбанка,
реализация программы федерального лизинга оборудования для предприятий
легпрома, распространение запрета импорта легпрома на региональные и
муниципальные закупки.
В частности, по словам замминистра, были приняты изменения в
постановление правительства № 791 от 11.08.2014 «Об установлении запрета
на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных
государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных
нужд» (Данное ограничение не будет распространяться на продукцию из
ЕвразЭС). Таким образом, мы делаем ставку на "веселенький ситчик", ка
говорили прежде. А что? Ситчиком когда-то и славилась промышленная
Россия.
«Наша цель - привлечь к закупкам субъектов Федерации и
муниципалитетов российских производителей, и гарантировать им [тем
самым] определенную долю рынка, что в условиях кризиса станет хорошим
подспорьем национальной индустрии. Полагаю, что это не только увеличит
спрос на российский легпром, но и даст мощный импульс для развития
производства», – сказал также Виктор Евтухов.
Арендная простыня должна быть нашей
Кроме того, поправки предполагают, в том числе, и запрет импорта при
закупке услуг по аренде текстильных изделий для обеспечения федеральных и
региональных нужд. Такие изделия должны быть изготовлены в России, из
отечественных материалов.
В перечень товаров, запрещающих брать в аренду импортные
позиции, вошли следующие категории: ковры, одежда из кожи, спецодежда,
белье, меховые изделия, обувь, сумки и т.д.
Если бюджетные учреждения, например, больницы, будут арендовать
постельное белье, одеяла, различные изделия из текстиля и т.д, то
заказать импортный товар они уже не смогут», – отметил Виктор Евтухов.
Падающий спрос при высокой конкуренции
Легпром явно нуждается в господдержке, так как рыночные сигналы не
очень благоприятны. Как недавно рассказывал «Эксперт Online», продавцы
одежды оптимизма не испытывают. Основной проблемой они называют резкое
падение покупательской способности. И, судя по последним данным
Росстата, доходы россиян продолжают падать.
На сегодняшний день примерно треть магазинов
одежды в стране работает с отрицательной динамикой. Что касается
ассортимента, то здесь, по данным Союза русских байеров, владельцы
российских магазинов действительно стали делать ставку на более базовые
вещи. «Сейчас проводятся закупки коллекций осенне-зимнего сезона, и в
среднем сегменте многие байеры почти полностью отказываются от одежды с
ярко выраженной модной направленностью», -- информирует президент этого
союза Елена Бугранова. При этом в полной мере об импортозамещении
говорить не приходится: дизайнеры могут предложить европейское качество,
только закупая ткани и фурнитуру за границей. Однако цены у российской
продукции все равно могут быть ниже, за счет экономии на других
составляющих бизнес-процесса.
Как бы то ни было, из-за низкого спроса, цены на
одежду в ближайшее время вряд ли сильно вырастут. Даже, несмотря на
скачки валютного курса. Другая причина, препятствующая подорожанию – это
высокая конкуренция. По экспертным оценкам Минпромторга, на российском
рынке сейчас присутствует около 10 тыс. брендов, работающих в сфере
одежды, обуви и аксессуаров. Эти бренды продаются в 120 тыс. торговых
точках по всей стране.