На Смоленской площади полагают, что снижение добычи откроет рынок для американской сланцевой нефти
Фото: РИА НОВОСТИ/Екатерина Штукина
МИД и Минэнерго по-разному смотрят на проблему международных договоренностей о регулировании добычи нефти, сообщил «Известиям» высокопоставленный дипломатический источник в Москве.
В российских дипломатических кругах не уверены, что только что вышедший из-под санкций Иран будет готов идти на договоренности по квотам добычи нефти. На Смоленской площади считают, что вновь пришедший на нефтяную площадку игрок не станет замораживать или тем более снижать производство, а наоборот, может намеренно демпинговать, выбрасывая на рынок большие объемы нефти по низкой цене, чтобы обрушить рынок и вернуть себе место на нем. Это расходится с позицией Минэнерго, которое выступает за договоренности о снижении добычи черного золота.
Оценку российского МИДа подтвердил и министр нефти Ирана Бижан Зангане, который по сообщению иранского информагентство Shana, заявил 16 февраля, что Иран не будет снижать свою долю на рынке нефти. Он сделал акцент на том, что, во-первых, рынок перенасыщен, а во-вторых — Иран не будет пересматривать свою долю. При этом Зангане не уточнил, согласна ли страна ограничить рост добычи.
Кроме того, В МИДе полагают, что снижение производства черного золота в традиционных нефтедобывающих государствах приведет к заполнению рынка американской сланцевой нефтью.
Ранее стало известно, что Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла готовы заморозить добычу нефти на уровне января.
Правда, с оговоркой — если и другие страны- производители нефти присоединяться к инициативе. Такое заявление сделал министр энергетики РФ Александр Новак 16 февраля после встречи в Катаре с представителями ОПЕК.
— По итогам встречи четыре страны — Россия, Саудовская Аравия,
Катар и Венесуэла — готовы заморозить добычу нефти на уровне января,
если другие производители присоединятся к этой инициативе, — заявил
Александр Новак по итогам переговоров.
После объявления достигнутых соглашений в Дохе Ирак и Кувейт, по информации западных агентств, выразили готовность присоединиться к договоренности, правда, опять же с условием — если все остальные страны-производители будут готовы заморозить добычу нефти.
Стороны готовы заморозить квоты на уровне 11 января. Правда, нет уверенности, что и другие члены ОПЕК, а также страны-производители, не входящие в организацию, готовы поступить так же.
В Тегеране 17 февраля представители России, Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы проведут переговоры с иранскими и иракскими коллегами и попытаются убедить Тегеран в необходимости заморозки добычи.
Александр Новак в конце января также заявил о том, что в рамках ОПЕК обсуждался вопрос снижения производства нефти добывающими странами на 5–10%, для того чтобы стабилизировать рынок и поднять цены на нефть. Россия готова обсудить этот вопрос на внеплановой встрече членов ОПЕК с другими странами-производителями в конце февраля.
Правда, Эр-Рияд еще в начале февраля негативно отреагировал на предложение о проведении встречи и обсуждении на ней снижения производства так скоро. Главный игрок, влияющий на взлеты и падения цен на нефть, заявил о бессмысленности проведения подобной встречи из-за позиции Ирана. А делегаты из ОАЭ, Катара и Кувейта тогда подтвердили нежелание встречаться в ближайшее время.
— До сих пор неизвестно, сколько нефти добавит Иран на рынок, это станет понятно лишь через несколько недель, а то и месяцев.
До этого бессмысленно проводить встречу. Если выражать общую позицию делегатов, то она такова: если сократить добычу нефти именно сейчас, то это будет равносильно субсидированию сланцевого производства, — заявил один из представителей ближневосточного региона в ОПЕК.
Впрочем, в Министерстве энергетики РФ всё же сохраняют надежду на консенсус в вопросе если не снижения, то хотя бы ограничения квот на производство. Остается также надежда и на проведение переговоров членов ОПЕК с другими производителями нефти в ближайшее время. Для этого российская делегация старается заручиться поддержкой других участников нефтяного рынка.
Позицию РФ поддерживает и Венесуэла, которая также существенно потеряла от снижения цен на нефть. Венесуэльский министр иностранных дел Эулохио дель Пино совершил рабочий визит в ключевые страны — экспортеры нефти после посещения Москвы, где провел переговоры с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и Александром Новаком.
Сегодняшнее достигнутое в Дохе соглашение уже существенно повлияло на цены на нефть, даже не вступив в силу. За несколько минут после сообщения о сохранении квот на уровне 11 января цена барреля Brent рухнула почти на $1,5. Ранее на сообщениях о готовящейся встрече Новака с министром нефти Саудовской Аравии и возможном решении о снижении добычи котировки нефти Brent превысили отметку $35 за баррель, а WTI поднялась выше $31.
Первая после снятия западных экономических санкций партия иранской нефти, по словам замминистра нефти Ирана Рокнеддин Джавади, отправилась в Европу для компаний из Франции, России и Испании уже 15 февраля. Впервые за 5 лет 4 млн баррелей иранской нефти были загружены на западные танкеры. Половина этого объема была приобретена французским энергетическим концерном Total, остальную нефть отправили двум компаниям из России и Испании. Ранее страна экспортировала 2,3 млн баррелей нефти в день, теперь же в Иране ежедневно добывается 3,1 млн баррелей.
Иран блокирует соглашение России и Саудовской Аравии
17.02.2016 - 10:00Иран отказался поддерживать договоренности Саудовской Аравии и России о заморозке добычи нефти.
Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на официального представителя Министерства нефти Ирана.
Напомним, 16 февраля Россия, Венесуэла, Саудовская Аравия и Катар договорились не повышать уровень добычи нефти выше показателей 11 января, но для реализации этого соглашения необходимо согласие остальных участников рынка.
Практически сразу после заявлений сторон по поводу соглашения, стало ясно, что основная проблема будет убедить Иран и Ирак не повышать добычу, а без них подобные шаги вообще не имеют смысла. Но достаточно быстро официальные представители Ирака заявили о готовности поддержать соглашение и даже сократить добычу, если подобное поддержать основные добывающие страны.
Тегеран же настаивает на том, что уровень добычи в стране должен сначала вернуться к досанкционным уровням, а уже затем можно обсуждать стабилизацию рынка нефти.
Возможно, Венесуэла и Ирак смогут уговорить Иран начать процесс реализации соглашения, встреча состоится сегодня, но шансов на подобное «переубеждение» весьма немного.
Первая реакция рынок на соглашение РФ и Саудовской Аравии была негативной, поскольку инвесторы ждали более радикальных шагов, таких, как, например, снижение добычи. Кроме того, «заморозка» добычи на текущих уровнях не означает сокращения предложения, поскольку сейчас Россия и Саудовская Аравия вообще нарастили добычу до максимума.
Грубо говоря, соглашение выгодно странам, но практически ничего не меняет на рынке, если только не удастся уговорить Иран. Если же Тегеран согласиться, то фактор увеличения добычи нефти в Ирана перестанет давить на рынки, а вот это, в сочетании с падением добычи в США в 2016 г., уже способно увеличить мировые цены до приемлемых значений в $50–60 за баррель в среднесрочной перспективе.
http://rusvesna.su/economy/1455691817