Банк ВТБ нанял две американские компании для лоббирования
интересов банка в финансовой сфере, в первую очередь в вопросах санкций,
сообщает газета «Известия». Как работают американские лоббисты,
способны ли они эффективно решать вопросы на таком высоком уровне, и
сколько стоят «друзья» в Конгрессе США, разбиралась «Экономика сегодня».
Лоббисты однозначно усилят голос и позиции ВТБ в Вашингтоне
Интересы ВТБ в Америке с апреля прошлого года представляют
юридические компании Sidley Austin LLP и Manatos & Manatos. Как
объяснил нам руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия
бизнеса и власти Lobbying.ru Павел Толстых, российские учреждения к американским лоббистам обращается довольно регулярно.
«Подобные обращения в США контролирует некий аналог нашего закона об
иностранных агентах, так называемый закон FARA. Причем обратиться к американскому лоббисту может
не только компания, но и страна для представления и защиты своих
интересов на уровне Госдепартамента США или Конгресса, для более
эффективного донесения своей позиции до американской власти. И, конечно,
многие страны и компании этим активно пользуются. Россия, на мой
взгляд, могла бы более эффективно использовать лоббистский механизм в
США для формирования групп поддержки внутри конгресса США. То есть
воспользоваться дополнительным неформальным каналом влияния на
американскую политику, помимо дипломатического влияния или официального
политического», — считает Толстых.
Активное использование лоббистов началось с ЮКОСа, который обращался к
ним в начале 2000-х годов, чтобы склонить позиции конгрессменов на свою
сторону, вспоминает эксперт. Наши атомщики сейчас активно используют
этот канал для политической поддержки их рынка сбыта. В последнее время
популярны обращения по санкциям и процедуре их снятия.
Но некоторые эксперты сомневаются, что американские юристы способны
эффективно решать вопросы подобного уровня. «На мой взгляд, частные
юридические фирмы кардинально ситуацию с санкциями, наложенными
американским правительством, изменить не смогут. Однако, они могут быть
полезны для конструирования определенных финансовых схем, способных
помочь российскому банку и его потенциальным западным партнерам
фактически обойти их, не нарушая их формально. Для российских банков
американские санкции не запрещают возможность получения кредитов на
зарубежных финансовых рынках, а лишь ограничивают срочность привлечения
новых займов от американских физических и юридических лиц 90 днями.
Возможно, услуги нанятых фирм будут, в том числе, включать в себя
построение легальных способов получения для ВТБ финансирования в США», —
комментирует «Экономике сегодня» директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Михаил Хромов.
Как считает Толстых, новые друзья в Конгрессе США, которых находят
лоббисты, в состоянии эффективно решать различные вопросы. Причем «свой»
голос в Конгрессе стоит относительно недорого.
«Речь идет о миллионах долларов в год. С точки зрения корпоративных
затрат, даже с учетов сегодняшнего курса доллара, для корпорации такого
уровня как ВТБ — это незначительные расходы. Лоббисты привлекут на свою
сторону конгрессменов, которые симпатизируют России, представят банк в
лучшем виде, разыграют карту случайного попадания под санкции, найдут
экспертов и журналистов, которые в колонках влиятельных деловых изданий
выскажутся положительно в адрес банка — то есть проведут полноценную
компанию. Они однозначно усилят голос и позиции ВТБ в Вашингтоне», –
уверен Толстых.
Андрей Петров