«Налог на Google» способен принести бюджету миллиарды
Владимир Путин поддержал идею выровнять условия ведения бизнеса в
России для всех интернет-компаний. Депутаты уже предложили заставить
мировых гигантов платить НДС в российский бюджет при покупке россиянами в
AppStore, iTunes и Google Play приложений, музыки и фильмов. Речь может
идти о нескольких миллиардах долларов дополнительного дохода.
Президент Владимир Путин поручил подготовить
предложения по изменениям в законодательство, направленным на
«обеспечение равных условий ведения деятельности» интернет-компаниями в
России.
«В год можно собирать приблизительно до 2
млрд долларов дополнительных налогов, если привлечь к этому все
иностранные высокотехнологичные компании» Одной из мер может
стать введение НДС для продажи Google или Apple контента и услуг
россиянам. Большинство зарубежных интернет-игроков не имеют дочерних
компаний или представительств в РФ и не платят налоги в той стране, где
продают софт. И даже когда российские «дочки» есть, они все равно платят
в разы меньше местных игроков.
Сейчас НДС платят только те компании,
которые осуществляют свою деятельность на территории России. Поэтому,
когда россияне покупают в онлайн-магазинах AppStore, iTunes и Google
Play приложения, музыку и фильмы, эти платежи не облагаются налогами в
России. Ведь покупки совершаются напрямую у иностранных компаний.
Например, пользователи сервиса Google Play платят ирландской Google
Ireland Limited, пользователи Apple – люксембургской iTunes SARL. Это
значит, что налоговые платежи с оказанных услуг компании платят в этих
юрисдикциях, а российский бюджет от этого ничего не получает.
Или,
например, у транснациональной Googlе есть российская «дочка» – ООО
«Гугл». Но она отчисляет в российский бюджет в разы меньше, чем
российский «Яндекс». Конечно, доля Google на российском рынке меньше –
34,9% против 56,7% у «Яндекса», по данным интернет-статистики
LiveInternet за июнь 2014 года. Но это никак не объясняет, почему «Гугл»
платит в бюджет РФ в разы меньше «Яндекса».
Сравним: в 2013 году
«Гугл» при выручке в 14,7 млрд рублей заплатил налог на прибыль в 470
млн рублей. Это всего 3% от оборота. Тогда как «Яндекс» в том же году
при выручке 40,5 млрд рублей заплатил налог на прибыль на 3,3 млрд
рублей. Это 8% от оборота. В 2014 году «Гугл» отчислил в российский
бюджет еще меньше: при выручке в России в 18 млрд рублей российская
казна получила лишь 480 млн рублей налога на прибыль. Это всего 2,6% от
оборота. «Яндекс» же при выручке в 51 млрд рублей заплатил в бюджет РФ
4,9 млрд рублей, или 9,6% от оборота.
Эти цифры четко
демонстрируют, что западные компании находятся в России в явно лучших
условиях, чем местные игроки на собственном же рынке. В Google, впрочем,
вполне справедливо отвечали, что платят все налоги в соответствии
с российским законодательством. Именно поэтому российский президент и
поддержал необходимость изменения законодательства в этой сфере.
Депутаты
в конце 2015 года уже внесли на рассмотрение Госдумы законопроект,
который вводит НДС на покупки российскими пользователями софта и
контента у зарубежных интернет-компаний (прозванный у нас «налогом на
Google»). Разработчики законопроекта предлагают Google, Apple и прочим
создавать в РФ личные кабинеты налогоплательщиков, вставать на учет в
налоговой инспекции и подавать сведения о продажах программного
обеспечения и контента на территории страны. Делать это можно и
удаленно. Покупатели будут идентифицироваться как жители России либо по
IP-адресу, либо по номеру банковской карты.
«В случае отказа от
игры по этим правилам планируется блокировать действие таких компаний
через надзорное ведомство, что технически возможно, но принесет много
сложностей обычным пользователям», – говорит адвокат компании «Деловой
фарватер» Сергей Литвиненко.
Не исключено, что именно этот
законопроект ляжет в основу законодательного изменения работы
интернет-компаний на российском рынке, которое поручил президент.
Однако
суть изменений будет понятна позже. Поручение президента будут
исполнять ФАС, Минэкономразвития, Минфин, ФНС, Минпромторг, Минкомсвязи,
заинтересованные ведомства и АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) к 1
сентября. Поручение дано по итогам форума «Интернет Экономика 2015»,
прошедшего в конце прошлого года, говорится в сообщении на сайте Кремля.
Кроме того, Минкомсвязи, Минюсту, ФСБ, Роскомнадзору и Федеральной
службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) поручено к 1 июня
представить предложения в законодательство по регулированию обработки
данных граждан РФ в интернете.
Впервые российские власти подняли
вопрос, почему иностранные интернет-компании не платят налоги в России,
весной прошлого года. Поводом могла стать жалоба крупнейшего российского
интернет-поисковика «Яндекс» в ФАС на неконкурентные действия Google. В
российской компании жаловались, что основной соперник препятствует
предустановке на мобильные устройства под управлением операционной
системы Android (разработка Google) сервисов, конкурирующих с сервисами
Google, писали «Ведомости».
Последствия
Оценить,
сколько российский бюджет недополучает сейчас и насколько может
пополниться благодаря изменению законодательства для иностранных
интернет-компаний, довольно сложно. Пока не ясно, какие именно изменения
будут приняты.
Однако авторы законопроекта подсчитывали, что
введение НДС для интернет-компаний позволит пополнить российский бюджет
на 52,8 млрд рублей в 2017 году. Большую часть заплатят иностранные
интернет-компании, и только 200 млн рублей дохода дадут российские
игроки.
Учитывая объем российского сегмента IT, в год можно
собирать приблизительно до 2 млрд долларов дополнительных налогов, если
привлечь к этому все иностранные высокотехнологичные компании, считает
адвокат Владимир Постанюк.
Авторы законопроекта посчитали, что
иностранные компании зарабатывают на российских потребителях, продавая
им электронные услуги, примерно 300 млрд рублей в год. Только один
Google зарабатывает на продаже контента и услуг россиянам в своих
магазинах Google Play впорядка 65–70 млн долларов, подсчитывали в
«Финаме».
Однако, чтобы заставить иностранцев платить в
российский бюджет, продавая товар российским пользователям, предстоит
четко проработать механизм и правовые нормы.
«У иностранных
компаний, занятых в сфере высоких технологий, обычно есть официальные
представительства или дистрибуции в других странах. Они зачастую
оформлены по местному законодательству, и именно на них возложено
налоговое бремя. В этом плане идея заставить головное предприятие
уплачивать налоги не самая жизнеспособная, ведь это, по сути, получится
двойной НДС», – говорит газете ВЗГЛЯД Постанюк.
Безусловным
минусом для потребителя может стать рост цен на контент иностранных
интернет-компаний, которые, конечно, переложат эти расходы на
российского покупателя. Тогда цена продукции и услуг вырастет
пропорционально уровню НДС в России – на 18%. «Apple, кстати, уже учла
вероятность ужесточения налогообложения и для российских клиентов
изменила детали пользовательского соглашения», – говорит Постанюк.
Впрочем,
интернет-компании при желании могут постараться юридически сделать так,
чтобы не платить налоги там, где находится головная компания, за
продажи контента и услуг в других странах, чтобы избежать двойного
налогообложения.
Мировой опыт
Тем, что интернет-компании не платят налоги в странах, где торгуют
товарами и услугами, недовольны не только в России, но и в странах ЕС.
Европейские
страны в последнее время также озаботились недополучением налогов. В
январе 2015 года Еврокомиссия заявила, что подумывает заставить
технологические американские компании, в частности Google и Microsoft,
платить налоги всюду, где они работают, в том числе внутри ЕС.
Еврокомиссар Гюнтер Эттингер тогда заявил, что эти поступления могут
пойти на развитие IT-бизнеса стран ЕС.
ЕК недовольна, что эти
компании платят налоги только в нескольких европейских странах с низкой
налоговой нагрузкой – в Ирландии, Нидерландах и Люксембурге. Еще в 2014
году Еврокомиссия обвиняла Ирландию в создании «налогового рая»
для Apple: компания подписала с правительством Ирландии соглашение,
позволявшее ей платить несоразмерно низкие налоги. В итоге Еврокомиссия
начала расследовать деятельность Google, Starbucks и Amazon.
В
некоторых европейских странах, в частности в Испании, ФРГ и Франции, в
последнее время уже даже ввели так называемый налог на Google. Однако
его суть немного отличается от российского. Там агрегаторов новостей
заставляют платить за отображение в поиске новостного контента изданиям,
которые создали этот контент. По сути, интернет-компания отчисляет
местным СМИ деньги от своего дохода.
«Налог на Google» в странах
ЕС предусматривает компенсационную выплату поисковыми браузерами и
новостными онлайн-порталами за использование части текста, который
защищен авторскими правами. Это не налоговый сбор, его размер не
установлен, но принятый закон дает основание для подачи иска к
IT-компании со стороны правообладателя. Это принципиальное различие
между российским законопроектом и европейскими», – говорит Сергей
Литвиненко.
В Германии такой «налог на Google» ввели еще в 2013-м, в Испании он действует с 1 января 2015 года.
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 110
Рейтинг поста:
НДС в России 18% (на самом деле больше, т.к. взимается а всех этапах сырье - продавец), рядовой потребитель тратит на товары потреблений где-то пол з/п. В районе 9% вашей з/п забирает государство, чтоб вы просто имели возможность купить что-то себе нужное. Видимо тем 84% это нравится...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 24
Рейтинг поста: