Но вскоре понял, что я бы, пожалуй, и сам смог стать таким провидцем.
Цена нефти во многом зависит от Саудовской Аравии. Эта страна уже знает, сколько в среднем будет стоить баррель в 2016 году.
Уважаемый Михаил Слободин, старательно обойдя политические и геополитические нюансы, познакомил нас с нефтяным ценообразованием. Из обстоятельного и со знанием дела написанного поста Нефть по 30, доллар по 100. Как будем жить в 2016? можно сделать несколько выводов, но, пожалуй, главный среди них такой: все зависит от Саудовской Аравии, которая вполне оправданно работает вдолгую, стараясь уничтожить конкурентов.
По понятным причинам возникает вопрос: сможет ли при таких низких ценах за баррель удержаться от кризиса Россия?
Сможет. Но при определенных условиях.
http://investorschool.ru/byudzhet-rossii-n
Как мы видим, доля доходов от продажи углеводородов у нас весьма существенна — 42 процента. Именно поэтому Центробанк так чутко реагирует на изменение цены на нефть, планомерно ослабляя рубль. Все дело в том, что расходная часть бюджета — то есть, обязательства государства перед бюджетниками считается в рублях, а нефть продается в долларах.
И если, допустим, полицейскому или учителю гарантирована зарплата в 30 тыс. рублей, то он должен ее получить. А нефть, напомню, при этом дешевеет, и если упираться и держать рубль на уровне 35 рублей за доллар, тратя с таким трудом накопленные золотовалютные резервы, то обязательства выполнить не удастся.
При курсе 80 – 100 рублей за доллар — дело другое: долларов за проданные углеводороды получено меньше, а рублей — столько же, сколько при прежнем курсе. Обещанные 30 тысяч в месяц полицейский или учитель получит.
Разумеется, при ослаблении рубля падает и его покупательная способность (хотя и не прямо пропорционально). Но это уже несколько иная проблема.
С 2013 года официально действует так называемое бюджетное правило, определяющее максимальный уровень расходов бюджета, исходя из цены на нефть. Вот почему для нас так важна эта цена. Вот почему бюджет в последнее время постоянно пересматривают — нефтяные котировки упрямо плывут вниз. И вот почему доллар к рублю постоянно укрепляется.
Эти параметры были заложены в новый, свежесверстанный бюджет: среднегодовая стоимость барреля нефти составляет 36,27 долл., а курс доллара — 71,05 руб. Весь вопрос в том, насколько точны эти прогнозы.
Я думаю, Михаил Слободин ближе к истине. Напомню, свой прогноз он вынес в заголовок: нефть по 30, доллар по 100. Но есть и более точный барометр.
«Наиболее резкое изменение бюджетной политики зафиксировано в Саудовской Аравии: 28 декабря Минфин страны заявил, что на 2016 год запланировано сокращение доходов на 15%. Саудовский бюджет-2015 был рассчитан из цен на нефть $100 за баррель. Бюджет на 2016 год предполагает среднегодовую цену нефти $29 за баррель — сокращаются не менее 15% расходов, бюджетный дефицит, ранее превышавший 13% ВВП, должен сократиться до 2,2% ВВП», — пишет весьма осведомленный Дмитрий Бутрин из «Коммерсанта».
Если уж мы считаем Саудовскую Аравию той самой страной, что определяет цену бочки нефти, то логично ориентироваться на ее расчеты, верно же? По крайней мере, тот эксперт, которого я слышал по радио, явно знал, какую цену за баррель заложил Эр-Рияд в бюджет-2016, и просто ее повторил в своих прогнозах. Теперь эту хитрость знаем и мы с вами.
По всей видимости, саудиты решили довести цену до 10 – 15 долларов, а во втором полугодии плавно приподнять до 50 – 60. У них свои резоны, Михаил Слободин их подробно изложил.
Он же написал, что нефтянка — бизнес очень неторопливый, сейчас обсуждаются проблемы буровых, которые заработают лет эдак через пять – семь. Неудивительно, что экстренное заседание ОПЕК состоится… в марте. Никуда не спешат нефтедобытчики. А мир еще два месяца будет ждать, что же они там нарешают, а потом еще два – три, когда эти решения начнут воплощаться в жизнь.
Вполне возможно, что вольная Саудовская Аравия наконец посчитает задачу выполненной, снизойдет до трудностей, которые испытывают партнеры по картелю, и примет решение снизить добычу. За эти четыре – пять месяцев в США обанкротятся еще несколько десятков сланцевых компаний, а Россия еще раза три панически переверстает свой бюджет.
Но потом цена на нефть начнет расти, поскольку спрос постепенно превысит предложение.
Впрочем, все это случится позже. Сейчас правительство РФ решило сократить бюджетные расходы на десять процентов, что должно уменьшить дефицит и, соответственно, нагрузку на Резервный фонд. Хотя саудиты решились на 15-процентное сокращение, и нам, возможно, лучше последовать примеру этого флагмана нефтедобычи.
Осталось только научиться безжалостно резать по живому. Давайте попробуем поставить себя на место правительства?
Прежде всего я бы сократил расходы…
Этот опрос должен показать, кого больше среди читателей блога — здравомыслящих людей, которые осторожно предпочтут последний пункт, или людей житейски неопытных, а потому бескомпромиссных. Горячие головы наверняка проголосуют за первый пункт.