Несмотря на все проблемы Украины, в прошлом году украинские облигации внешнего займа характеризовались самой высокой доходностью среди суверенных долговых обязательств других стран. Оптимисты, которые продержались гражданскую войну, резкий экономический спад, девальвацию, реструктуризацию и, наконец, выборочный дефолт, могли бы получить 41% прибыли по своим позициям.
Или, возможно, мне стоило написать «предполагаемый дефолт», поскольку судебный процесс против Украины по поводу еврооблигаций на сумму 3 миллиардов долларов, начатый правительством России, завершится только в ближайшие несколько месяцев. Это были не просто еврооблигации, это был чрезвычайно продуманный геополитический маневр.
Двухлетние еврооблигации Украины на сумму в 3 миллиарда долларов со ставкой доходности 5% были выпущены в довольно сложных условиях. Проспект датировался 17 февраля 2014 года, и окончательно все документы были подготовлены 19 февраля. Стоит напомнить, что нынешнее украинское правительство называет Евромайдан революцией, а российское правительство именует его государственным переворотом, который произошел 18-23 февраля. Стрельба на площади, утрата государственного контроля, бегство главы государства вместе с семьей за границу — все это нельзя назвать благоприятным фоном для завершения процесса выпуска евробондов.
Потенциальный держатель этих облигаций подробно уведомлялся о весьма мрачных перспективах украинской экономики и коррумпированности украинского правительства, а также получал краткую информацию о не слишком радостном прошлом страны. Украина не имеет суверенного иммунитета, и подобающим образом избранное правительство должно подчиняться английскому закону и арбитражу. «Бюджет инвестированных затрат» идет на решение «общих бюджетных задач», что в случае Украины может означать практически что угодно.
Помимо стандартных условий и инструментов евробондов в проспект к выпуску еврооблигаций Украины были включены несколько новых условий. В одном из пунктов говорится, что держатель (Россия или ее преемник) может объявить дефолт в том случае, если государственный долг Украины превысит 60% ВВП страны. Согласно другому условию, держатель может объявить перекрестный дефолт по украинским облигациям в случае неисполнения Украиной любых своих долговых обязательств перед держателем или любым предприятием, принадлежащим держателю. В данном случае имеется в виду «Газпром».
Таким образом, евробонды, размещенные на Дублинской фондовой бирже, были хорошо задокументированными и в перспективе подлежащими исполнению рыночными инструментами. Это значит, что за последние два года Украина столкнулась не только с захватом своих территорий, сепаратизмом и экономическим крахом, но и перспективой изматывающих международных судебных процессов.
И теперь эта перспектива стала реальностью. 1 января Министерство финансов России объявило о том, что «Украина находится в состоянии дефолта по этим облигациям», что оно «инициировало процедуры» и судопроизводство начнется в ближайшее время.
Уитни Дебевуа (Whitney Debevoise), юрист компании Arnold & Porter, имеющий огромный опыт в сфере суверенных долговых обязательств, сообщил следующее: «Подобный процесс в арбитражном суде может завершиться в течение шести месяцев, но Украина может попробовать затянуть его. Вероятнее всего, Украина попытается забросить несколько пробных шаров, возможно, сделать упор на том, что на ее территорию вторглись или что она находится под давлением. Но в конечном итоге эти аргументы ни к чему не приведут».
Между тем, Россия готова пойти на некоторые уступки по украинским евробондам. В своем заявлении от 1 января Министерство финансов добавило: «Инициирование судебного разбирательства не исключает конструктивного диалога в целях достижения приемлемого урегулирования задолженности».
У России уже было несколько удобных возможностей объявить о дефолте Украины по задолженностям до срока погашения евробондов 20 декабря. Но вместо этого она решила дождаться более веского повода для объявления дефолта. Однако россияне не согласились с дисконтом, который держатели облигаций украинского частного сектора приняли осенью.
Даже сторонники Украины из числа опытных юристов считают, что громкие заявления в духе Кристины Киршнер (Cristina Kirchner) о «ненавистном долге» не помогут защититься от претензий России. Анна Гелперн (Anna Gelpern), профессор юриспруденции университета Джорджтауна и старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, отметила следующее: «Я считаю, что Россия поступила очень и очень разумно. Считаю ли я, что это полезно для системы? Нет. Если бы я представляла Россию, я бы испытывала радость и гордость».
Вероятнее всего, Россия и Украина в конечном итоге найдут некий компромисс в рамках более масштабного пакета, который будет включать в себя урегулирование «гражданской «войны. Как говорит г-н Дебевуа, «Путин уже сообщил о готовности принять платеж по частям, что подразумевает сокращение чистой стоимости платежа».
Значение этого дела с евробондами выходит за рамки 3 миллиардов долларов или деталей этого спора. Как говорит профессор Гелперн, «мы постоянно упускаем из виду, что, когда у правительств есть в распоряжении рыночные инструменты и одновременно доступ ко всем международным институтам, у них появляются огромные возможности. Эти правительства могут вмешаться в любой момент, не дожидаясь ваших претензий. Ваши читатели должны обратить на это внимание».