Почему российские IT и Media проекты плохо экспортируются
Речь пойдет не столько о качестве внутри-российских
продуктов ПО, сколько о препятствиях продвижению оных за рубеж. Многие
спросят: "А зачем их куда-то продвигать, если они и тут работают хорошо
?"
А затем, мои уважаемые читатели, что вы неправы. (тут раньше
стояла неуместная шутка юмора которую многие посчитали за оскорбление.
Оскорблять никого не хотел, готов лично извиниться перед каждым кто себя
таковым почувствовал).
Проснулись ? Хорошо. Не хотел никого обидеть, только немного разбудить.
А теперь, прежде чем идти сразу в комментарии и выливать весь свой гнев, давайте подумаем вместе.
Я
не экономист, однако, когда моя жена её (экономику) изучала на
факультете туризма (вот до сих пор не пойму, зачем это им там) и просила
меня объяснить некоторые ситуации, я, как обычно, полез зрить в корень и
пока во всем более-менее не разобрался - не успокоился (натура такая).
Так вот, часть которая касается макро-экономики и отношения субъектов
мне показалась особенно интересной. Каждый субъект может быть автономным
ровно до того момента, когда нет внешнего потребления (вспомним СССР).
Как только появляется внешнее потребление и конвертация валют -
создается дефицит этих самых валют на внутреннем рынке. Единственный
способ конвертации не конвертируемой (или частично-конвертируемой)
национальной валюты в реально конвертируемую - ЭКСПОРТ. Других способов
нет.
То есть мы что-то продаем за внешнюю валюту и складываем в мешок, авось понадобится.
Чтобы
что-то продать куда-то, надо это что-то сначала сделать (получить,
добыть, украсть, нужное подчеркнуть). Если с нефтью и газом все
более-менее понятно (добыли-очистили-продали) потому что почти
монополия, то с остальным производством все идет как-то со скрипом.
Все кричат "надо слезть с нефтянной иглы !". Ну да. Надо. Так что мешает ?
Я не специалист почти нигде кроме IT-сферы, поэтому постараюсь объяснить что мешает именно тут.
На создание этой небольшой статьи повлияли несколько факторов.
0) статья http://cont.ws/post/172947
1)
Я занимаюсь достаточно большими IT-проектами (маленькие тупо не умею)
и, как правило, использую внешние продукты/проекты как базу. Не потому
что я ленивый и мне неохота писать все с нуля. А потому что проекты
реально большие и пытаться их выполнить руками 5-6 программистов
имплиментируя все с нуля не только нереально, но и неразумно с
коммерческой точки зрения. Для чего-то же существуют инфраструктурные
проекты, фрэймворки, облачные сервисы. Чтобы ими пользовались. :)
Поэтому достаточно часто сотрудничаю со сторонними компаниями и, как
правило, выхожу на самый верх в их организации. Лично знаю основателей /
директоров / ответственных большинства интересных (мне) проектов в
Сети.
И, по-возможности (очень важно!), стараюсь поднимать старые/новые связи в России и пользоваться российскими продуктами.
2)
Ввиду намечающейся тенденции импортозамещения, все больше слышится
вокруг "надо все свое !!!". Ребят, это, конечно, правильно и хорошо, но
хотелки надо как-то в реальную жизнь встраивать. Написать свою
полноценную ОС конечно можно (и нужно), но это делается не за день, и не
за два (и даже не за три). На это нужны ресурсы, очень много ресурсов.
Не надо сравнивать требования к MS DOS 80го года и к современной ОС, со
всей системой безопасности и необходимым функционалом на уровне сети,
коммуникаций, документооборота и так далее. То-же самое касается
серверных технологий, интерпретаторов, компиляторов и так далее.
3) Я реально надеюсь что кто-то из моих знакомых в ведущих российских IT компаниях это прочтет и наконец-то прислушаются.
4)
Я ни в коем случае не хочу преуменьшить способности российских
программистов и остальных специалистов. У меня самого их около 15
человек. НО. Все они как дети малые, приходится постоянно направлять в
нужное русло. Это несколько странно, но я уже привык.
--------------------
Итак,
начну. Чтобы понять мою точку зрения, зайдите в мой профиль и
посмотрите какую-нибудь другую статью. Поймете, что я давно уже
"гражданин мира" (тут половина читателей перестанут читать и сразу
бросятся в комментарии постить всякую фигню) и по-возможности стараюсь
быть адекватным в каждом контексте, понимать текущую задачу и выявить
способы её исполнения с минимальной стоимостью и максимальной
эффективностью. Мне кажется, вполне разумный подход, в нынешних реалиях.
И уж тем более в моей ситуации, когда нужно конкурировать с такого-же
рода предложениями, чтобы тупо было что работать :)
Как
я уже где-то говорил, стараюсь пользоваться российскими наработками и,
когда есть возможность, лицензионными. Поясню: если уж все равно мне
надо (!) потратить некую сумму на некую технологию и она продается в
России - я ее покупаю, если технология устраивает. Если нет - Европа.
Если нет - США. Линейка приоритетов именно такая. До недавнего времени в
этой цепи присутствовала и Украина (сразу после России), но сейчас
вылетела. Не только и не столько потому что я кацап, а они хохлы (в
нынешней геополитической ситуации), а потому что стали реально кидать.
Не знаю с чем это связано, но проекты бросаются сразу после предоплаты.
Было уже 4 случая. Бог им судья, больше не работаю.
Причины по которым у меня чаще всего не получается внедрять российское ПО на внешний рынок:
1) Локализация/Интернационализация.
Это самый главный бич всех российских продуктов. Ну что стоит
изначально забить в архитектуру БД и всего остального
мультиязычность/мультиконтекстность ? Я несколько лет назад написал
тезис по четырех-уровневой локализации
(перевод/контекст/локализация/глобализация), прочитал несколько кругов
лекций по этой теме в нескольких европейских университетах, восприятие
было позитивно и почти без вопросов. Все это сразу понимают и принимают к
сведению.
Когда я то-же самое прочитал в МГУ, Apps4All и МГТУ -
полное непонимание. Вы понимаете локализацию как отдельный проект,
отдельные сущности, все по-другому. Это не так. Сущность, она существует
ВНЕ её описания. Неважно как оно описывается на каком-то языке, самое
главное - ЧТО ОНА ЕСТЬ. Событие, продукт, человек - они все существуют
вне зависимости от того как мы о них напишем. И мы можем написать 20
статей о любом из них, но этот человек - он ОДИН. То что мы видим на
экране монитора это проекция сущности внутри пересечения определенного
контекста и пользователя (и, соответственно, языка на котором он готов
воспринимать информацию).
Пока вы этого не поймете - на внешний рынок вам путь закрыт.
2) UX/UI . Для тех кто не в теме, UX = User Experience, UI = User Interface.
По-русски - опыт пользователя, как визуальный так и функциональный. С
этим большие проблемы, поясню.Я, конечно, понимаю, что игрушки из
чугуния (http://absurdopedia.wikia.com/... намного практичнее таких-же из пластмассы, как и УАЗ Хантер (http://www.uaz.ru/cars/hunter)
намного практичнее Audi Q7. НО. Конечному пользователю, для решения его
повседневных задач не надо 100500+ полей на заполнение. Хватит и 10. А
для остальных 100490+ полей можно сделать отдельную кнопочку "Advanced",
тыкнув в которую они откроются и будет пользователю счастье, смешанное с
обалдеванием от нахлынувшего изобилия.
Так вот, практически во всех
российских продуктах, давят именно на бесценный полноценный функционал,
который по факту почти никому не нужен и только путает и пугает.
3) Документация и ее полное отсутствие на буржуинском. Ну вот реально, можно сколько
угодно уповать на интуитивность интерфейса и так далее, но если нет
методички которая на проблему 123 даст ответ 321 - это минус. Сильный
причем. Особенно у немцев. У них если нет ответа на поставленный вопрос
(и методички) - сразу наступает ступор, вывести из которого очень
сложно.
4) Менталитет, иерархия и
номенклатура. Особенно это заметно в продуктах связанных с CRM и
интранетами. В российских компаниях все работает строго пирамидально, с
жестким контролем всего и вся (и это заметно). В европейских (и, тем
более, американских), такого контроля нет как факта и всем сугубо пофиг
что ты делаешь и как. Главное, чтобы ты выполнял свою работу. Как только
появляются претензии к работе - пиши пропало, скорее всего вылетишь. То
есть до этого лучше не доводить, поэтому все стараются изначально и
сами себе регулируют и рабочий день, и задачи и все остальное.
Поэтому все эти средства контроля встречают непонимание и раздражение.
5) Мобильные приложения
Тут
вообще все печально. Если под Андроид еще есть несколько фанатов, то
для iOS нет почти никого, да и вообще имеется тотальная пропаганда
кросс-платформенных HTML5 приложений.
Сорри, такой подход не только
не продается, но и навсегда закрывает двери. Упаси вас Бог выпустить
кросс-платформенное приложение под видом серьезного проекта. Не
отмоетесь никогда.
6) Реклама.
Её просто
нет. Как я уговорю испанца пользоваться продуктом о котором он никогда
ничего не слышал ? Он знает несколько магических слов: Microsoft, HP,
IBM, Oracle. Все что выбивается из этого списка - инкогнито. Надо
тратить больше на маркетинг, реально.
В этом плане немного выбивается из общей тенденции Касперский и Битрикс24. Но это исключение, подтверждающие правила.
7) Суппорт
Его
нет для буржуинов. А они, как раз, к нему привыкли и требуют. Это в
России, даже если есть проплаченный суппорт, 50 раз поковыряются по
форумам, прежде чем им воспользоваться. У европейцев и американцев не
так. Они сначала куда-нибудь позвонят или напишут, а потом уже пойдут
шарить по форумам.
Это вообще отличительная черта "русских", стараться не беспокоить. Как-нибудь опишу в статье.
То есть, еще раз, уточню: чтобы продукт продавался у буржуинов должна быть обязательно настроена система тех поддержки. Без этого замечательный продукт ровно в полночь превратится в тыкву.
Есть еще и 8) и 9) и 99) конечно, но это основные пункты. Надеюсь, меня услышат и хоть что-то изменится.
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1440
Рейтинг поста: