Это плохо безотносительно персоналий (они бывают вполне приличными и профессиональными) и конкретных решений (они бывают вполне адекватными и даже оптимальными). Дискуссии фактически прекращены. Ну что ж, время такое — враги кругом.

При этом, если в огромном хозяйстве ЦБ у его банковской вертикали больше проблем в области надзора, но все более или менее понятно с регулированием, то у вертикали небанковского финрынка, наоборот, слабая (пока) сторона — именно регулирование, а основные проблемы с надзором еще впереди.

Государственная дума утратила всякую способность к самостоятельным решениям и автоматом вносит законы ЦБ, даже не вдумываясь в их смысл, чего в XXI веке еще не было.

Государственная дума (и особенно ее профильный комитет) утратила всякую способность к самостоятельным решениям и автоматом вносит законы ЦБ, даже не вдумываясь в их смысл, чего в XXI веке еще не было. Другие комитеты (например, по собственности или по экономической политике) к удивлению оказались даже более профессиональны и самостоятельны в обсуждении финансовых законопроектов.

Совет федерации при этом показал себя более активным, креативным и инициативным игроком по сравнению с нижней палатой парламента. Правда, иногда и инициативы сенаторов вызывали э-э-э… некоторое сомнение в их профессионализме. Взять, например, законопроект о финансовых консультантах.

Минфин, кажется, вообще потерял всяческий интерес к госрегулированию финансовых рынков и послушно вносит в правительство чужие идеи. При этом Минэкономразвития, напротив, еще пытается барахтаться и даже создало у себя департамент финансово-банковской деятельности.

Правительство в целом так и не смогло определиться со своим видением развития рынка и весь год подавало странные, противоречивые и неоднозначные сигналы, которые участники рынка так и не смогли расшифровать. Смотрите в качестве примера дискуссии о пенсионной системе или о судьбах саморегулирования. Зато правительство констатировало успешное выполнение плана строительства Международного финансового центра в Москве (план как раз был до 2015 года).

При этом сложившаяся конфигурация «сильный Центробанк — слабое правительство» принципиально плоха для экономики в целом и для финрынка в частности, опять-таки безотносительно персоналий. Впрочем, это тема для отдельной статьи, если кому интересно.

Никого, естественно, не удивляет продолжающийся четкий тренд на законодательное ограничение частной финансовой инициативы, ведущееся под флагами ПОД/ФТ, борьбы с обналом, налоговыми преступлениями и т. п. Флаги, безусловно, хорошие, но зачастую скрывающие истинную суть принимаемых решений. Например, запрет денежных суррогатов, ужесточение порядка идентификации клиентов при валютообменных операциях и пр.

Самый важный закон года — о банкротстве физических лиц. Но о его правоприменении говорить еще рано, подождем хотя бы год. Также упомяну полное и окончательное вступление в силу Закона о потребкредите. Действительно, изменения близкие к революционным.

Самые важные непринятые законы года — о финансовом омбудсмене и о коллекторах. Ждем их в следующем году.

Самые важные непринятые законы года — о финансовом омбудсмене и о коллекторах. Ждем их в следующем году.

Самые плохие законы года — о СРО на финрынках, о рейтингах и о форексе. Впрочем, я уже высказывался по их поводу более подробно.

При этом форекс стал сегментом с самыми большими регуляторными рисками на всем финансовом рынке — в условиях плохого законодательства, неполной нормативной базы и при явной нелюбви к нему со стороны регулятора.

Самый неоднозначный стратегический документ года — «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016–2018 годов». Почитайте, интересно. Там, например, ЦБ заявляет, что в ближайшее время готов ввести разные формы допуска (лицензирование, аккредитация, аттестация и пр.) еще минимум у восьми (!) сегментов финансового рынка, до сих пор живших, видимо, слишком вольготно и не подозревающих, что им нужен такой регулятор. Кстати, коллекторов в этом списке нет.

Самое антирыночное бизнес-решение года — создание АКРА (квазигосударственное рейтинговое агентство). Впрочем, это решение вовсе не про «бизнес».

Ну вот как-то так…

Извините, если что забыл или кого не похвалил.

Будет интерес почтенной публики, буду обзирать почаще и поглубже.

С наступающим Новым годом!

P. S.: Про страхование специально ничего не написал.