Американские санкции против Азербайджана: признак заката «эпохи нефти»
Информация о том, что Вашингтон готовится ввести
масштабные санкции против высокопоставленных азербайджанских чиновников,
предпринимательских кругов, сотрудников спецслужб и судебной системы,
финансовых институтов страны и пр. вызвали одновременно как широкий
резонанс, так и нескрываемое недоумение экспертов. Так, например,
политолог Михаил Делягин заявил бакинскому изданию haggin. az, что
«санкции против Азербайджана — непонятный изгиб американской
демократии».
В Баку полагают, что за этой угрозой просматривается
«армянское лобби Америки», стремление наказать Азербайджан за «хорошие
отношения с Москвой» и «независимую внутреннюю и внешнюю политику,
которая раздражает некоторые политические круги в США».
В свою
очередь, агентство «Росбалт» называет сразу несколько причин, которые
могли стать поводом к «наказанию» Азербайджана. «На поверхности лежит»
целый комплекс: «Азербайджан предоставил России свое небо для переброски
в Сирию военной техники; Азербайджан не присоединился к санкциям Запада
против России; возможное присоединение Азербайджана к ЕАЭС. А также:
создание пояса нестабильности вокруг России; присоединение Баку к
решению о недопущении иностранной военной силы на Каспии; „сепаратные"
отношения с Турцией; блокирование работы зарубежных неправительственных
организаций в республике и их финансирования; подозрение, что Баку отдал
карабахское урегулирование на откуп Москве».
Действительно,
в 2014 году Соединенный Штаты крайне негативно восприняли решение Баку
закрыть азербайджанский офис «Радио Свобода», а затем — и офис
координатора ОБСЕ. Именно после этого и прозвучали из Вашингтона первые
сигналы о возможности карательных мер. Так, экс-посол США в Баку Ричард
Козларич заявил в интервью местному агентству «Туран»: «Я занимаюсь
отношениями США и Азербайджана с 1992 года, и я не видел хуже ситуации,
чем та, что в настоящее время». А уже летом нынешнего года Козларич
заявил, что причиной ухудшения отношений между США и Азербайджаном
является то, что режим президента Ильхама Алиева, желавший стать
стратегическим партнером США, разочаровался, столкнувшись с настойчивыми
усилиями Вашингтона поставить Азербайджан на путь демократического
развития, а также с критикой по поводу несоблюдения прав человека. «Не
было двусторонних президентских встреч для повышения международной
репутации Азербайджана, нет ни одной фотографии рукопожатия Ильхама
Алиева с президентом США в Овальном кабинете», — утверждает американский
дипломат.
При этом представляется, что Вашингтон не намерен
ограничиваться в отношении режима Ильхама Алиева лишь собственными
мерами наказания. Внесение в Конгресс «карательного законопроекта
совпало с решением генсека Совета Европы Турбьорна Ягланда инициировать
расследование для выяснения, как Баку выполняет положения Европейской
конвенции по правам человека. В заявлении генсека СЕ сказано, что
решения Европейского суда по правам человека говорят о произвольном
применении закона в стране, который применяется, в основном, с целью
заставить замолчать оппозицию и ограничить свободу слова. Поэтому Ягланд
намерен направить своих представителей в Баку, где они попытаются
получить разъяснения у властей относительно выполнения положений
конвенции по правам человека. «Меня в особенности беспокоит то, что в
результате злоупотреблений со стороны руководства страны люди лишены
свободы. Это серьезное нарушение конвенции», — подчеркнул Ягланд. В этой
связи, указывает одно из местных изданий, «вслед за США, как правило,
идентичные санкции вводит и младший брат — Евросоюз». Это правильное
наблюдение. И, разумеется, причиной санкций, способных охватить
буквально все сферы политической, экономической и социальной жизни
страны и принять весьма масштабный характер, не могут являться нарушения
прав и свобод в Азербайджане. Это — повод, «активированный» в момент,
когда в Вашингтоне решили, что пришло на то соответствующее время.
Напомним,
что США поддерживают самые тесные связи с Азербайджаном вот уже в
течение более 20 лет. За это время как действующий, так и предшествующие
режимы в стране давали массу поводов для обвинений в нарушениях прав
человека, ограничении свободы слова и совести и пр. Однако ни о каких
репрессиях и речи не было. Наоборот, говорилось о стратегическом
сотрудничестве сторон, американцы и европейцы не скрывали намерений
сделать Азербайджан своим важным партнером в сфере энергетики и ключевым
транзитным звеном на обходящих Россию маршрутах переброски на Запад
энергоносителей из Каспийского региона. Типичные для западной политики
лицемерие и двойные стандарты, позволяющие сегодня принимать санкции
против Алиева, но дружить с Бердымухамедовым и Каримовым, против которых
санкции будут введены позднее. А с Лукашенко, судя по всему, пришло
время санкции снять. Такая нехитрая политика, как говорится.
Думается,
не стоит перечислять все разнообразные транспортно-энергетические
проекты, которые осуществлялись все эти годы в Азербайджане на западные
инвестиции, масштабные планы, которые были связаны с этим
взаимодействием. Достаточно отметить такие стратегические
инфраструктуры, как действующий нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан
(средиземноморское побережье Турции) и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум
(Турция), который планируется продлить до Южной Европы. В будущем году
должна вступить в строй железнодорожная магистраль Баку-Ахалкалаки
(Грузия)-Карс (Турция), призванная стать важным участком т.н. «Нового
Шелкового пути», связывающего Китай с Европой. И вот теперь
представленный в Конгресс США законопроект, помимо многого прочего,
предусматривает также практически полный запрет на сотрудничество с
Азербайджаном в энергетической сфере. Кстати, иностранные инвестиции в
ненефтяной сектор азербайджанской экономики уже сократились по итогам
первых трех кварталов нынешнего года почти на 21% в сравнении с
показателями прошлого года.
Разумеется, подобный подход
продиктован причинами глобального характера. «Международные и российские
экспертные организации (МЭА, Институт энергетической стратегии,
Институт энергетики и финансов и др.) все чаще приходят к выводу, что
развитие мировой энергетики в ближайшие 20−30 лет будет происходить по
инновационному сценарию, предполагающему формирование энергетики нового
типа. Современные технологии производства и управления энергией будут
распространяться от лидирующих стран на развивающиеся экономики, тем
самым снижая уровень энергоемкости в мире в целом. В частности,
генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал кардинально повысить
эффективность использования энергии и снизить энергоемкость мирового ВВП
к 2050 году на 50%», — пишет «Российская газета». Отметим, что уже
сегодня в Европе идет активный процесс отказа от традиционных
энергоносителей. Так, Германия обеспечивает треть потребной ей энергии
из возобновляемых источников, а Швеция — так и все две трети. Быстрыми
темпами развивают альтернативную энергетику и другие экономики
Евросоюза, что, как следует из приведенной цитаты, будет происходить и в
странах «второго экономического эшелона». В этой связи эксперты всё
чаще и настойчивей говорят о начале «заката эпохи нефти» в планетарном
масштабе. И вот на этом фоне президент США Барак Обама утвердил проект
бюджета на 2016 год, предусматривающий отмену запрета на экспорт
американской нефти, который, заметим, действовал в течение последних 40
лет.
Нетрудно предположить, чем это вызвано. Американцы понимают,
что нефть перестает быть стратегическим товаром и спрос на неё в
перспективе будет лишь уменьшаться. Разумеется, произойдет это не
завтра, однако лет через 20−25 мировая экономика и транспорт будут
зависеть от нефти и газа намного меньше, чем сегодня. И уже следует
пытаться получить все возможные дивиденды, поскольку в перспективе они
станут лишь уменьшаться, и это означает потерю огромных денег, которые
пока можно заработать на нефтяных поставках. Безусловно, происходящее
имеет и очевидную геополитическую подоплеку, поскольку, понижая
энергозависимость Старого Света от российских и ближневосточных
поставок, одновременно привязывает энергетический рынок Европы (а в
перспективе, не исключено, и стран АТР) к США.
В свете изложенного
понятно, что Азербайджан в новых условиях из стратегического партнера в
энергетической области превращается в нежелательного конкурента. Именно
поэтому планирующиеся санкции, весьма напоминающие те, что до сих пор
действуют в отношении Ирана, предусматривают блокирование возможностей
Баку во взаимодействии с Международным валютным Фондом, Всемирным
банком, Европейским банком реконструкции и развития, другими ведущими
международными финансово-кредитными организациями. Это сильно сократит
возможности Азербайджана для торговли энергоносителями в обход
ограничений.
По-видимому, при этом в Вашингтоне не слишком
опасаются ускорить своими действиями сближение Баку с Москвой. Как бы ни
развивалось возможное российско-азербайджанское взаимодействие (вплоть
до возможного вступления Баку в Евразийский экономический союз), на
международном энергетическом рынке две страны, скорее всего, так и будут
оставаться конкурентами.
Упомянутый выше портал haqqin. az.
считает, что Азербайджану «надо готовиться к долгой и затяжной войне с
одним из самых могущественных государств…, которое объявляет нам
несправедливую войну». Но понятно, что воевать с Баку Вашингтон, конечно
же, не будет. Однако вполне может осложнить военно-политическую
ситуацию вокруг Азербайджана. Неслучайно, проект антиазербайджанских
санкций, помимо многого другого, предусматривает и снятие вето с
известной 907-й поправки к Закону о поддержке свободы. Эта поправка,
принятая в 1992 году, ограничивает помощь правительству Азербайджана со
стороны США из-за «введения эмбарго и других агрессивных проявлений в
отношении Армении и Нагорного Карабаха». В 2001 году администрация
президента Джоржда Буша добилась временной отмены поправки в связи с
«необходимостью сотрудничества с Азербайджаном в области безопасности». И
если теперь мораторий будет снят, это в какой-то степени скажется на
оборонных возможностях Азербайджана. В условиях весьма обострившейся в
последнее время ситуации на линии армяно-азербайджанского противостояния
в Нагорном Карабахе и сокращения финансовых возможностей
азербайджанской стороны (что неизбежно отразится на закупках оружия и
вооружений) санкции способны окончательно разрушить надежды Баку на
возможность решения карабахского конфликта военным путем.
Напомним,
что мирный путь, предлагаемый сопредседателями Минской группы ОБСЕ (РФ,
США, Франция) предполагает, в числе прочего, проведение в Карабахе
референдума о статусе края. И всем известно, что результаты
волеизъявления жителей края, официально отделившегося от метрополии еще в
1991 году, заведомо предопределены. Введение санкций со стороны США
способно ускорить подобное развитие событий. Альтернативой для
Азербайджана может стать новая война с армянами. И не исключено, что
такая перспектива для Вашингтона видится, мягко говоря, вполне
приемлемой. Это однозначно и надолго вычеркнуло бы Азербайджан из числа
участников мирового рынка энергоносителей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+