Одним из свежих трендов правительства Арсения Яценюка являются рассуждения о том, что если в экономике Украины повысится конкуренция, то туда придут иностранные инвестиции.
Охрименко не понимает, почему на Украине сейчас считается, что если в страну придет куча компаний, то там завтра же будут инвестиции США
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко с этим тезисом категорически не согласен, поскольку если в стране очень большая конкуренция, это снижает возможности для инвестиций.
«Какой смысл ломиться в страну, если там очень большая конкуренция и, следовательно, низкая рентабельность. Наоборот, инвесторы приходят в ту страну, где высокая прибыль, нет конкуренции, и существует стабильность», — отмечает Охрименко.
В этом плане, по словам Охрименко, неудивительно, почему в мире так сильно любят Китай, а на просторах бывшего СССР – Казахстан. Несмотря на специфические особенности этих государств, там существует стабильность, которая покрывает все остальные недостатки.
«Понятен и большой интерес западных инвесторов к России, да даже в несчастной, «страдающей» от Лукашенко, Белоруссии инвесторов больше, чем на Украине, именно по причине стабильности», — констатирует Охрименко.
Охрименко не понимает, почему на Украине сейчас считается, что если в страну придет куча компаний, то там завтра же будут инвестиции США.
«Прибыль для инвестора – это главное, а конкуренция – совершенно не нужна. Любого зарубежного инвестора интересует – прибыль, и с кем договариваться и кому заносить. Все, после этого действительно можно говорить об инвестициях», — резюмирует Охрименко.
Поэтому пока на Украине, как утверждает Охрименко, четко не объяснят с кем вести диалог, то отсутствие иностранных инвестиций можно будет скрасить только демагогическими глупостями про конкуренцию.
Политолог Богдан Безпалько отмечает, что конкуренция, конечно, является одним из факторов роста экономики, но в данном случае украинские аналитики просто показывают свое советское происхождения, поскольку в отечественном военно-промышленном комплексе, одним из главных кластеров которого когда-то была Украина, конкуренция предприятий действительно приводила к росту качества конечной продукции.
«Все дело в том, что конкуренция должна работать внутри здоровой экономики, у которой есть мощные драйверы роста в лице тяжелой, авиакосмической и других видов промышленности, где существует и работает хорошо развитая инфраструктура, где наблюдается высокая покупательная способность населения, последнее необходимо для того, чтобы предприятия могли конкурировать на потребительском рынке. Ничего из этого на Украине сегодня не существует – население нищает, а доставшаяся еще с советских времен промышленность развалилась окончательно. Взять печальную судьбу того же «Южмаша», — констатирует Безпалько.
Поэтому, если западные компании действительно заинтересованы в судьбе неких украинских предприятий, то только в том случае, если они не являются им конкурентами.
«Возможно, западные инвесторы в определенном плане заинтересованы в получении остатков документации этих предприятий, может быть они их даже купят за символическую сумму, но это не будет инвестициями в экономику», — резюмирует Безпалько.
Соответственно, Украине могут достаться только «мусорные инвестиции» — там по дешевке могут купить землю тех культур, которые запрещено выращивать или не рекомендованы в Евросоюзе – например, рапс для производства биотоплива.
«Также нельзя забывать про самые простые сферы экономики, которые никогда не являлись двигателем украинской экономики – возможно, кто-то из западных инвесторов может монополизировать что-то из сферы услуг, какой-нибудь сервис, но в условиях падающего потребления, когда в два раза упало промышленное производство, нет условий для того, чтобы конкуренция могла бы сыграть положительную роль», заключает Безпалько. Источник: rueconomics.ru.
Рейтинг публикации:
|