Переизбыток нефти на рынке усугубляется более чем 100 млн баррелей, которые находятся в трюмах танкеров в морях и океанах.
Переизбыток нефти привел к тому, что все емкости на суше уже вплотную приблизились к наполнению. В результате, пишет Financial Times (FT) более 100 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов сейчас находятся на кораблях в море. Рост нефти в море происходит стремительно. В начале года ее было в танкерах как минимум вдвое меньше, чем по состоянию на 1 ноября. Для сравнения, 100 млн баррелей – это более чем дневная ппотребность в нефти в масштабах всей планеты. Здесь следует иметь в виду, что торговцы и нефтяные компании хранили бы нефти в море намного больше, если бы не очень высокая стоимость аренды танкеров. Средняя цена дневной аренды супертанкера в этом году вплотную приблизилась к 60 тыс долларов, а в октябре на короткое время даже взлетела до 108 тыс.
Разница в ценах «бочки» нефти сорта Brent сейчас и через 6 месяцев на прошлой неделе поднялась до 4,5 долларов с 1,5 в мае. Это означает, что на танкере грузоподъемностью 2,2 млн баррелей можно заработать примерно 9,5 млн долларов, если нефть сейчас не продать, а загрузить в танкер на хранение. Даже при такой высокой цене аренды кораблей, хранить нефть в трюмах выгоднее, чем продавать ее сейчас. Морское хранение черного золота станет еще выгоднее, потому что, по прогнозам, разница в ценах барреля может подняться до 6 долларов.
«Рынок танкеров получил очень сильный толчок год назад, когда ОПЕК принял решение не сокращать добычу нефти для сохранения своей доли на рынке»,- сообщил FT Свейн Мокнис Харфьелд, директор танкерной компании DH Tankers.
География «плавучих складов нефти» широка – от Китая до Мексиканского залива. Больше всего супертанкеров с сырой нефтью дрейфуют сейчас в районе Китая, который вот-вот обойдет США и станет крупнейшим импортером сырой нефти. На рейде китайских городов Тяньцзинь, Циндао и Далянь сейчас находятся 5 заполненных до краев супертанкеров емкостью более 2 млн баррелей каждый.
Пекин наращивает Стратегический резервный запас нефти (СРЗ). В этом году Китай купил дополнительно как минимум 120 млн баррелей черного золота. Специалисты считают, что СРЗ приближается к пределу.
У побережья Индонезии, Малайзии и Сингапура на 14 крупнотоннажных танкерах 3 класса находится ок. 35 млн баррелей сырой нефти.
В Европе главные пункты сосредоточения судов с нефтью – Роттердам и Мальта. В водах Старого Света дрейфуют танкеры средних размеров с 10 млн баррелей сырой нефти.
В Мексиканском заливе у побережья США ждут разгрузки примерно 20 млн баррелей. Еще 8 млн находятся в прибрежных водах ОАЭ. В Ормузском проливе иранские супертанкеры примерно с 40 млн баррелей ждут отмены санкций, после чего Иран вернется на нефтяной рынок.