Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, выступая на заседании комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Китая и России, заявил о сокращении товарооборота между странами. Чтобы ситуация изменилась, нужно выработать совместные инструменты для ее преодоления, считает министр. «Экономика сегодня» о российско-китайском сотрудничестве.
Китай вывозит капитал за рубеж и создает для этого новую мировую транспортную инфраструктуру
«Снижение объемов китайской внешней торговли связано, прежде всего, с замедлением спроса на мировых рынках, и решение проблемы Китай уже предложил. Это экономическая стратегия так называемого Шелкового пути. Ее суть – вывоз китайского капитала за рубеж и создание для этого новой мировой транспортной инфраструктуры. Вывоз капитала всегда наступает в условиях, когда сокращается экспорт товаров, а экспорт напрямую связан с замедлением спроса на ведущих мировых рынках», — объясняет снижение товарооборота с китайской стороны член-корреспондент РАН, заместитель директора ИМЭМО РАН им. Примакова Василий Михеев.
Но у нас, по его словам, ситуация совершенно иная. Существуют 3 основных причины снижения товарооборота с российской стороны. «Первая связана с девальвацией рубля. Вторая – ограничение импорта из Европы бьет по интересам российского бизнеса и граждан, а третья уже структурная, мы очень зависимы от цен на энергоносители, поэтому для нас рецепты будут совершенно другие, нежели для Китая», — считает Михеев.
За 10 месяцев российско-китайский товарооборот уменьшился на 30%. Для того, чтобы вновь появилась положительная динамика на этом направлении, необходимо заложить прочную основу развития наших экономик, нашей торговли, наших инвестиций, что позволит точнее сформулировать те направления сотрудничества, которые выведут товарооборот на новый уровень.
«Основной причиной серьезного снижения объемов товарооборота стало ослабление рубля, китайские товары подорожали для нас в 2 раза, отсюда падение китайского импорта в Россию. И нефть стала дешевле. А это основная статья нашего экспорта в Китай, поэтому российский экспорт стал уменьшаться. А что здесь делать? Нужно оздоровление экономики. Тут у России и Китая нет возможности для координации экономической политики, потому что они живут в разных измерениях», — отвечает эксперт.
По мнению Улюкаева, основная задача для российско-китайской межправительственной комиссии состоит сегодня в продвижении крупных двусторонних проектов в области авиастроения, транспортной инфраструктуры, атомной энергетики и более активной роли бизнеса в реализации этих планов.
Василий Михеев обращает наше внимание на увеличение сотрудничества в сельском хозяйстве. Приграничное сельское хозяйство – новый момент в наших торговых отношениях. Наши продукты выигрышнее в цене, в Северо-Восточном Китае, например, пользуются большой популярностью наши булочки, пирожки, шоколад и другие продукты.
«Ну а крупные совместные проекты у нас остаются теми же самыми. Участие Китая в инфраструктурных проектах, та же дорога на Казань, развитие сотрудничества в автомобильной промышленности, китайский автопром активно выходит на российский рынок. С нашей стороны, это сотрудничество с Китаем по производству самолетов, атомных электростанций, но главным направлением все же остаются нефть и газ», — резюмирует Михеев.
Андрей Петров
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Объем российско-китайского торговли по состоянию на конец октября сократился на 29,1% и составил 56 млрд долл США, об этом свидетельствуют данные Государственного таможенного управления КНР.
Товарооборот между двумя соседями сокращался в течение всего 2015 года и по прогнозам достигнет лишь 60-65 млрд долл США к концу года. В амбициозные планы правительств двух стран нарастить товарооборот до 100 млрд в 2015 и до 200 млрд долл в 2020 годах вмешался негативный фактор кризиса в российской экономике - почти 100% девальвация рубля не только не создала условий для роста экспорта в КНР и не привела к масштабным инвестициям, но и серьезно повлияла на потребительский спрос. На фоне этих негативных явлений сокращение на 30% - не самая критическая величина. Сохранять уровень товарооборота помогает экспорт углеводородов в Китай. Напомним, что в 2015 году Россия впервые стала самым крупным поставщиком нефти в КНР, обогнав Саудовскую Аравию и Анголу.
Китай экспортировал в Россию товаров на сумму $28,46 млрд, что на 35,7% меньше, чем год назад. Импорт из России в Китай сократился в январе-октябре на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $27,45 млрд, сообщает ТАСС.
Несмотря на общее сокращение потребительской активности на внешних рынках, а также тренда на восстановление национальной промышленности в США и ЕС, что привело к общему сокращению товарооборота Китая, растет торговля между США и Китаем, который стал крупнейшим торговым партнером Америки, обогнав Канаду и Мексику. Товарооборот двух стран составил 441 млрд долларов, что примерно в 7 раз больше, чем аналогичный показатель между Россией и Китаем.
Источник: Южный Китай