Международный валютный фонд благосостоянием украинских граждан не интересуется — это не входит ни в задачи, ни в область компетенции экспертов МВФ. Однако и постичь замыслы украинских политиков экспертам фонда, по всем признакам, чрезвычайно сложно.
«Запад понял, что он взял на себя такую тяжелую ношу как Украина. И нести тяжело, и бросить жалко…»
Красноречивое молчание миссии МВФ
Экс-министр экономики Украины, заслуженный экономист страны Виктор Суслов отмечает, что миссия МВФ неслучайно «пока не приняла никакого решения в части продолжения кредитования Украины». «Дней десять или две недели назад миссия уехала из Украины, не сделав никакого заявления. Почему? Потому что, во-первых, Украина пока не выполняет ясно и четко требования Международного валютного фонда. Требования, связанные с формированием бюджета на следующий год: основные показатели бюджета до сих пор так и не согласованы с МВФ. Как известно, вообще проекта закона о бюджете на следующий год Минфин наш не подготовил: этого проекта не существует по состоянию на сегодняшнюю дату и, конечно, МВФ пока не увидит закон о бюджете, никаких новых денег не даст», — заявил эксперт в эфире украинской радиостанции «Ера Медіа».
«Кроме того, надо учитывать, что есть еще один важный вопрос, а именно — налоговая реформа. МВФ уже заявил, что если будут протаскивать тот проект налоговой реформы, который подготовили депутаты, в частности, комитет по финансам и банковской деятельности Верховной рады, который предполагает резкое снижение ставок налогов, а следовательно, и возникновение внепланового и большого дефицита доходов государственного бюджета, то МВФ тоже не будет продолжать финансирование Украины. Так что сегодня мы переживаем крайне сложный момент», — констатировал он.
Неловко платить: фонд знает, что Киев должен Москве
Готовность фонда поменять условия, чтобы иметь возможность кредитовать Украину, экономист объясняет просто — дело с российским долгом для Киева заведомо проигрышное, и в МВФ это прекрасно понимают. «Вполне понятно, что если МВФ не поменяет этих условий, а Украина-таки не признает необходимость платить по этим облигациям, то тогда наступит уже настоящий и глубокий дефолт Украины. Не получив очередных траншей от МВФ, Украине не сможет удержать ни курс национальной валюты, ни хоть какую-то видимость ценовой стабильности, то есть страну ждет крах», — отметил Суслов. По его мнению, МВФ, конечно бы мог, предоставить Украине еще три миллиарда долларов, «тем более, что и для МВФ, и для США это ничтожные деньги, скажем прямо», чтобы Киев мог расплатиться с Москвой, но в этом деле больше политики, чем экономической подоплеки.
«То, что это государственный долг, у меня нет сомнений, потому что я присутствовал при подписании соглашения между Украиной и Россией о предоставлении этого кредита. Он, кстати, был не на три миллиарда долларов, а на 15 млрд. 17 декабря 2013 года состоялось заседание межгосударственной комиссии Украины и России, принимали участие президенты с обеих сторон, соответственно, Путин и Янукович, и премьер-министры и большая часть состава правительства. Соглашение о предоставлении кредита подписали министры финансов с обеих сторон. После этого, говорить, что это не межгосударственный долг, вообще, достаточно тяжело. Второй фактор, который выдвигает российская сторона, в частности, это то, что Россия представила кредит за счет Фонда национального благосостояния, то есть за счет тех денег, которые находились в распоряжении российского правительства и вовсе не являлись частными деньгами», — кроме того, Суслов упомянул и о льготной ставке по этому кредиту в 5%, тогда как на рынке Киев мог рассчитывать в то время разве что на 12%.
«Международный валютный фонд свой вердикт не вынес, хотя несколько раз не на самом высоком уровне намекал на то, что они тоже считают этот кредит межгосударственным. Ну, а в судах Украина с большой вероятностью может проиграть. И когда проиграет, тогда и окажется, что программы МВФ окажутся замороженными, и у нас будет полный крах. МВФ, понимая, что скорее всего, Украина проиграет в судах, меняет процедуры», — при этом экс-министр уверен, что Киев не будет обращаться за деньгами ни к МВФ, ни к США, чтобы не ставить Вашингтон в неловкое положение.
Запад уже не верит в «игру в реформы»
«Запад понял, что он взял на себя такую тяжелую ношу как Украина. И нести тяжело, и бросить жалко, потому что страна, которая якобы выбрала европейский путь развития, не должна полностью обанкротиться, развалиться и упасть ниже всего мыслимого», — обнадежил он соотечественников. Но ситуация в украинской экономике видится ему весьма непростой. И тут для обычных граждан поводов для оптимизма крайне мало.
«Мы за счет кредитов выживаем, но последние опубликованные в этом году данные по итогам полугодия - данные Госкомстата о падении ВВП на 14,6% — это беспрецедентно много. Это самое большое падение в мир! Когда мы начинаем смотреть на все остальные показатели — и падение уровня жизни, и 50%-ная инфляция, и реальные доходы населения упали больше, чем на четверть, и девальвация, которую мы имели за последний год-полтора, практически - в три раза, которая к тому же продолжается, и резкий рост коммунальных тарифов — все это говорит о чрезвычайно тяжелых проблемах в украинской экономике. И при этом ситуация не меняется, она, наоборот, продолжает ухудшаться», — с тревогой обрисовал общую картину Суслов.
«Если сравнить за год, насколько у нас упал экспорт — это порядка 14-15 млрд долларов, это еще большие валютные потери, чем трехмиллиардный кредит России. Поэтому надо было бы собрать эти проблемы в один пакет, демонстрируя серьезную готовность восстанавливать экономические связи, торговлю, вот тогда удалось бы достичь какого-то соглашения о пролонгации этого кредита. Но должна быть готовность к таким переговорам. Пока ее нет», — сказал эксперт, видимо, понимая всю крамольность такого предложения.
Но говорить о том, что Запад будет бесконечно терпеть игру украинских политиков «в реформы», тоже было бы наивно. «События последнего времени, эта борьба олигархических кланов на Украине, резко обострившаяся внутренняя борьба, свидетельствует о том, что коррупция никуда не делась. Она есть, и с ней реально не борются, ее просто пытаются контролировать: на кого коррупция будет работать, в чью пользу пойдут денежные потоки и так далее. И сейчас все это очень четко видят наши западные друзья. Неслучайно мы слышали целый ряд заявлений и со стороны руководства США, и посол США сделал несколько заявлений в Украине, и Меркель сделала заявление, принимая нашего премьер-министра», — перечислил он последние тревожные маячки для нынешнего правительства «реформаторов».
«Чистейший большевизм»: курс на разорение и обнищание
«Чтобы рассчитываться по долгам, наша страна должна резко понижать уровень жизни своих граждан. Обратите внимание на заявление последних дней министра финансов Натальи Яресько. Она сказала: у нас два варианта бюджета, мы вынуждены думать о том, как резко сократить расходы на социальные цели. И по одному варианту мы сократим на 60 млрд гривен расходы на социальные цели, а по другому, и на социальные и на все другие, возможно, мы попытаемся сократить расходы даже на 200 млрд. Поэтому для того, чтобы выплачивать долги Украина должна будет идти дальше по пути понижения жизненного уровня своих граждан. Ну собственно, в ближайшие дни все это увидят, получив платежки за коммунальные услуги», — предрек Суслов.
Президент Украинского аналитической центра Александр Охрименко, являясь последовательным противником рекомендаций МВД для Украины, полагает, что завинчивание налоговых гаек, которым так гордится правительство Яценюка, ведет к развалу страны. По его мнению, комитет Верховной рады разработал как раз неплохой вариант налоговой реформы, который МВФ, конечно же, не примет. Однако политика властей ныне такова, что обнищание страны продолжится, и яркое свидетельство тому — очередные рекорды украинских налоговиков.
«Информация о том, что налоговая очень успешно собирает налоги, даже перевыполняет план, знаете, на что похожа. Это приблизительно похоже на то, как во времена Сталина некоторые представители органов партийной власти хвастались, как успешно идет коллективизация. То же самое. Понимаете, в условиях, когда падает ВВП, причем падение колоссальное, такое падение было только в 1995 году, рост сбора налогов — абсурд», — отметил Охрименко в своем видеоблоге. По его мнению, «за такое надо, во-первых, снять с должности, во-вторых, возбудить уголовное дело и заодно посадить».
«Вот это чистый большевизм. Чистейший. Не может расти сбор налогов в условиях падения экономики. Во многом падение экономики связано с тем, что Государственная фискальная служба уничтожает экономику Украины, уничтожает и разоряет бизнес, ведет к тому, что украинцы теряют работу, теряют зарплату, зато отдельные чиновники имеют возможность больше украсть денег из бюджета. Вот все, что мы видим», — считает аналитик.
«У нас, действительно, выросли поступления НДС. За счет счетов. У предприятий отбирают деньги. Вот это возмещение НДС — в мусорное ведро выбросить по той простой причине, что реального возмещения нет, и глава ГФС об этом знает. Но врет бессовестно. Бизнес сегодня возмещения получить не может за исключением избранных экспортеров. А что такое НДС? Это цены, цены, цены…», — намекнул он на увеличение темпов инфляции. «Это вы у украинцев собрали, вы украли эти 40 млрд налогов, чтобы разворовать через госбюджет», — заподозрил недоброе Охрименко.
Стопами Лазаренко…
Суслов, как бывший министерский чиновник, выбирал фразы более осторожно и дипломатично. По его мнению, выбор у нынешнего правительства Украины очень невелик.
«Позавидовать людям, работающим в министерстве финансов сложно, если посмотреть на ситуацию объективно. Но мне кажется, что все-таки недостаточно опыта у руководителей министерства финансов. Я бы, скажем, не ставил вообще под угрозу бюджетный процесс сейчас, обусловливая подготовку проекта закона о бюджете проведением налоговой реформы», — но бывший министр уже опоздал с этим советом. «Сейчас министерство финансов сорвало, не выполнило конституционную обязанность подачи полностью подготовленного закона о бюджете до 15 сентября в Верховную раду, потому что министерство финансов ошибочно пошло по пути связей между проектом закона о бюджете и налоговой реформы. Нет налоговой реформы, мол, мы не будем подавать», — напомнил он.
«Ситуация мне очень напоминает 1996-1997 годы, когда я возглавлял комитет по финансам и банковской деятельности, и премьер-министр Лазаренко вел себя точно таким же образом. Он не подал проект закона о бюджете, начал настаивать о приоритетном проведении налоговой реформы. Это закончилось тем, что бюджет на 1997 год был принят аж в июле 1997 года. Через полгода! Есть и другой вариант — подготовить все под Новый год и быстренько, не разбираясь в законе о бюджете, и проголосовать, но, во-первых, это ущемляет права Верховной рады, во-вторых, это ведет к огромному количеству злоупотреблений и ошибок, что и было при принятии бюджета на 2015 год. То есть так действовать нельзя. Это прямое нарушение законодательства», — подчеркнул эксперт, отметив, что и времени провести «полную и грамотную» налоговую реформу уже нет. То есть нет ни бюджета, ни реформы, и есть крайнее недоумение МВФ.
«Без МВФ мы не получим четкого финансирования, и мы банкроты, и мы должны понимать, что раз уж Украина передала функции разработки основной части экономической политики экспертам Международного валютного фонда, их можно хвалить или ругать — не в этом дело: это означает, что надо следовать этим рекомендациям. У нас нет выбора. У нас не должно быть никаких проектов типа Южаниной, с которой не согласен МВФ. Минфин должен подавать те проекты, которые согласованы с МВФ, и дискуссии здесь просто не может быть. Иначе дорого будет стоить эта дискуссия. Но по этому пути наши политики тоже не готовы идти. В итоге, не до конца понятно и самому МВФ — Украина вообще хочет работать с МВФ или нет», — отметил Суслов.
Если бы Тарифная революция Олега Ляшко увенчалась успехом, а парламент принял бы Налоговый кодекс, разработанный своим комитетом, то Киеву можно было бы в одночасье забыть о кредитах МВФ: выбор между двумя невозможностями — это то, с чем приходится иметь дело украинскому кабмину, сделавшему идею курса «камикадзе» общенациональной. Источник: rueconomics.ru.
Рейтинг публикации:
|