С каждым месяцем темпы роста грузооборота российских морских портов снижаются. По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь – август 2015-го этот показатель составил 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя еще в первой половине текущего года российские порты демонстрировали прибавку в 3,5% к I полугодию 2014-го. А по итогам I квартала 2015-го увеличение составляло 8,9% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Рост замедлился
Надо отметить, что эксперты еще в начале года предупреждали: на фоне падения импорта и незначительного роста экспорта и транзитных грузов увеличение грузооборота– явление временное. «Реальные доходы продолжают снижаться, а это напрямую влияет на объем перевозок», – констатирует соучредитель таможенного терминала ООО «Северная звезда А&П», член всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Алексей Агафонов.
Тем не менее за 8 месяцев текущего года было перевалено 437,4 млн т грузов. Незначительно увеличился объем перевалки сухогрузов – до 195 млн т (+0,3%). В основном за счет угля – 79,7 млн т (+2,5%), черных металлов – 17,7 млн т (+11,3%), грузов на паромах – 10,7 млн т (рост в 1,7 раза), минеральных удобрений – 10,4 млн т (+4,8%), руды – 4,3 млн т (+5,3%), лесных грузов – 3,5 млн т (+9,5%) и цветных металлов – 2,5 млн т (+19%). В свою очередь, перевалка наливных грузов выросла на 4,5%, до 242,4 млн т. Наилучшую динамику показали такие номенклатуры, как сырая нефть – 133,4 млн т (+5,6%), нефтепродукты – 98,5 млн т (+3,7%) и сжиженный газ – 8,4 млн т (+2%).
Эксперты полагают, что темпы роста грузооборота продолжат снижаться. «Положительные результаты последних месяцев держатся почти исключительно на увеличении экспорта нефти и нефтепродуктов, но этот рост не бесконечен. Конъюнктура рынка не слишком благоприятная», – отмечает ведущий специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало.
Снижение темпов роста перевалки грузов, по мнению руководителя направления Fresh компании FM Logistic Александра Дьяконова, связано с санкциями. «Надо учитывать, что в связи с эмбарго сейчас идет процесс импортозамещения, поэтому и направление грузопотока смещено, товары идут из Азии», – добавляет он.
Тенденция, которая сложилась в конце 2014 – начале 2015 года во внешнеторговых отношениях, только укрепляется. С января по август 2015-го экспортных грузов было перегружено 350,3 млн т (+4,7%), импортных – 22,3 млн т (-23,6%), транзитных – 32,3 млн т (-0,7%), каботажных – 32,6 млн т (+8,6%).
Контейнерный провал
Аналитики рынка отмечают, что ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло контейнерный сегмент. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и перевалку порожних контейнеров. Напомним, по итогам 2014-го он составил 1,3%, а за I квартал 2015-го – 22,8%. За январь – июнь текущего года объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 15,3% (до 19,9 млн т), а по результатам 8 месяцев – на 14,7% (до 26,7 млн т). Причем больше всего данная тенденция отразилась на показателях портов Балтийского бассейна. «До конца 2015-го пока есть все шансы остаться в плюсе по сравнению с прошлым годом. В первую очередь за счет контейнерооборота порта Усть-Луга», – комментирует О. Гопкало.
Участники рынка отмечают, что меньше остальных от снижения контейнерного грузопотока пострадали порты Азово-Черноморского бассейна. Часть товаров из ЕС, которые попали под санкции, заменила продукция из Египта, Пакистана, Бразилии и Южной Африки.
«Падение контейнерооборота замедлилось, потому что, хочется верить, все достигли дна во внешней торговле. Конечно, порты нарастят грузооборот. Единственный вопрос – когда? Все зависит от развития товарно-денежных отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами. Однако не стоит думать, что мы за короткий срок заменим импортный товарооборот экспортом», – отмечает А. Агафонов.
Тройка лидеров
Лидерами по объему перевалки грузов вот уже несколько лет являются порты Балтийского бассейна. За 8 месяцев 2015-го в них переработано 151,8 млн т грузов, что на 1,2% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Из них объем сухогрузов составил 57,7 млн т (-2,5%), наливных – 94,1 млн т (+3,6%). Второе место по суммарному грузообороту занимают порты Азово-Черноморского бассейна. Объем перевалки в южных гаванях России за 8 месяцев 2015 года вырос на 4,3% (до 145,1 млн т). Перевалка сухогрузов увеличилась до 54,7 млн т (+7,1%), наливных – до 90,4 млн т (+2,7%). Во многом этому способствовало присоединение новых портов Крыма.
На третьем месте – гавани Дальневосточного бассейна, грузооборот которых увеличился до 112,4 млн т (+3,7%). При этом перевалка сухогрузов составила 64,3 млн т (-0,9%), наливных грузов – 48,1 млн т (+10,5%).
Незначительное снижение объемов перевалки отмечается в портах Арктического бассейна. За 8 месяцев 2015 года там обработали 23,4 млн т грузов, что на 0,8% меньше грузооборота за аналогичный период 2014-го. При этом объем перевалки сухогрузов снизился до 16,1 млн т (-5,8%), а наливных грузов – вырос до 7,3 млн т (+12,3%).
Порты Каспийского бассейна продолжают демонстрировать отрицательную динамику. Так, с начала года на их причалах было перегружено 4,7 млн т грузов, что на 11,5% ниже 8 месяцев 2014-го. Из них сухогрузов – 2,1 млн т (-3,8%), а наливных – 2,6 млн т (-17,1%).
По прогнозам отраслевых аналитиков, в будущем на первое место могут выйти порты Дальневосточного бассейна. Причем не только за счет наращивания сотрудничества со странами АТР, но и в связи с новым статусом. «Благодаря режиму свободного порта объем грузопотока, несомненно, увеличится. К тому же в портах на Дальнем Востоке обрабатывается экспорт, а его объем растет уже сейчас», – отмечает А. Дьяконов.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также подчеркивает, что не только различные юридические послабления и налоговые льготы определяют тот порт, которым будут пользоваться грузоотправители и грузополучатели. «Главное – конкретные логистические схемы, которые уже устоялись, и вряд ли судовладельцы, грузоотправители и грузополучатели готовы их менять. Например, через порты Балтики отправляются самые разные грузы, и благодаря этому у них есть прекрасная возможность увеличить грузооборот хотя бы по некоторым видам грузов до конца года», – добавляет эксперт.
Однако не все разделяют такую точку зрения. «Попытки сделать порто-франко предпринимались уже не раз. Вряд ли придание дальневосточным портам статуса свободного порта сможет как-то повлиять на распределение потоков, по крайней мере в ближайшие несколько лет. Скорее всего, рост грузопотока произойдет за счет развития промышленной портовой зоны, создания нефтехимических и нефтегазовых, а также лесоперерабатывающих производств», – полагает О. Гопкало.
Такой же точки зрения придерживается и большинство участников рынка. «Грузооборот дальневосточных портов будет зависеть от развития территорий, входящих в зону свободного порта Владивосток. Наши гавани не могут быть транзитными для товаров, следующих в другие страны, а могут работать только для экспорта и импорта в Россию. Исключение – Северный морской путь», – считает А. Агафонов.
По мнению Д. Баранова, важно подчеркнуть, что сегодня происходит не сокращение грузооборота, а лишь снижение темпов его роста . «А это не так уж и плохо – грузооборот продолжает увеличиваться, но теперь это происходит чуть медленнее, чем в начале года. Такая динамика может объясняться и фактором сезонности, и ситуацией в экономике, и изменением товарных потоков в связи с введенными взаимными санкциями. Однако динамика грузооборота портов с января по август позволяет предположить, что показатели их работы за 2015-й могут быть лучше прошлогодних», – заключает он.
http://www.rzd-partner.ru/interviews/comments/obzor-gruzooborota-morskik...