Сначала это выглядело как триумф. После многомесячных переговоров Украина и комитет кредиторов (включающий американский инвестиционный фонд Franklin Templeton и бразильский фонд BTG Pactual) достигли на этой неделе соглашения по реструктуризации международных облигаций страны, а также других видов долгов на общую сумму $18 млрд.
Как Franklin Tempelton скупал долг Украины
Все платежи переносятся на более поздний срок, а это значит, что украинскому правительству можно будет забыть об основной сумме долга и процентах по нему до 2019 г. Кроме того, уменьшается номинальная стоимость облигаций в среднем на 20%.
Украина получила намного больше, чем многие ожидали. Довольно редко стране удается добиться "стрижки" долгов без объявления дефолта (Греция - единственное исключение).
Когда переговоры только начались, кредиторы наотрез отказывались даже рассматривать какое-либо списание долгов страны, заявляя, что переноса выплат на более поздний срок достаточно для восстановления украинских финансов.
Непрекращающиеся угрозы властей Украины объявить мораторий на выплаты по долгам (другими словам, объявить дефолт), возможно, заставили кредиторов пойти на компромисс, отмечает британский журнал The Economist.
У Киева также была мощная поддержка со стороны Международного валютного фонда. МВФ уже выделил Украине около $11 млрд, с тех пор как в прошлом году там начался конфликт. Но страна нуждается в дополнительной помощи, чтобы сохранить свою платежеспособность и выполнять обязательства перед кредиторами.
Фонд пообещал выделить дополнительно $11 млрд до конца 2018 г. Однако условием получения транша в $1,7 млрд этой осенью стала реструктуризация украинского внешнего долга.
Для того чтобы Украина могла развиваться, подсчитали в МВФ, ей нужно до 2018 г. уменьшить платежи по долгам и процентам на сумму в $15,3 млрд, а также снизить соотношение государственного долга к ВВП до 71% к 2020 г.
Учитывая долг, который уже удалось реструктуризовать - в том числе бонды государственного экспортно-импортного банка и государственного сберегательного банка, - Украина, по всей видимости, выполнит первое условие.
Хотя и тут многое зависит от готовности остальных держателей украинских международных облигаций (которых не одна сотня) присоединиться к соглашению. Россия, у которой на руках украинские облигации на сумму $3 млрд со сроком погашения в декабре 2015 г., уже заявила о своем отказе.
Правительство и кредиторы, между тем, утверждают, что Украина уже на пути по выполнению условия о соотношении долга к ВВП (правда, и здесь берется в расчет ожидаемый рост национальной экономики). Если это так, то МВФ обещает продолжить кредитование.
Но все это выглядит слишком оптимистично. К концу 2015 г. ВВП Украины составит $70 млрд: падение на 60% в долларовом выражении за последние два года. При нынешнем положении дел (обвал в I квартале составил 17%, а во II квартале - 15%) достигнуть поставленной МВФ цели по соотношению долга к ВВП почти нереально.
Кроме того, не следует забывать о $50 млрд государственного и гарантированного государством долга, который не был частью переговоров. Таким образом, согласно соглашению будет списана лишь незначительная часть от общей суммы государственного долга Украины: всего $4 млрд из $71 млрд.
В краткосрочной перспективе "триумфальная" сделка никак не улучшит жизнь обычных украинцев, которые сегодня намного беднее, чем в самом конце существования Советского Союза.
Украинская гривна очень слаба: годовая инфляция приближается к 60%. Трудно ожидать чего-то хорошего и в долгосрочной перспективе. Если даже война закончится завтра, стране понадобятся десятки миллиардов долларов для восстановления.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: sasha1959 (29 августа 2015 13:33) Статус: |
Когда вчера все кинулись целовать Яресько и совать ей в руки расписную гильзу от запрещенного Минскими соглашениями оружия, я смолчал. Хотя отдельные френды на Facebook советовали повеситься от стыда: дескать, вот тебе, писака, ответ на вопрос, куда пропала Яресько. Она пропадала с кредиторами. И вернулась со щитом, где лежат списанные проценты и отложенные до 2019 года выплаты. Но я молчал. Пауза оправдала себя: спустя несколько часов, когда схлынула эйфория и стали известны детали, картинка стала выглядеть иначе. Как говорила моя покойная бабця, «цыплят по осени считают...». Во-первых, в СМИ появились условия соглашения с кредиторами. Это многое изменило – цифры и формулировки, как известно, лучше читать, а не воспринимать на слух. Во-вторых, встрепенулись аналитики. Не сказочники, а математики. И подсчитали с калькулятором дебет-кредит договора.
Что в итоге получается? Общеизвестная информация. Четыре крупнейших держателя украинских еврооблигаций (Franklin Advisors Inc., BTG Pactual Europe LLP, TCW Investment Management Company и T.Rowe Price Associates Inc.), которые владеют бондами на сумму $9 млрд., согласились дать нам отсрочку выплат по 14-ти выпускам еврооблигаций на общую сумму около $18 млрд.
Из них – 20% украинского долга (на данный момент это $3,6 млрд.). Сумма может увеличиться до $3,8 млрд., если в сделку будут включены бонды Киева и внешние долги госкомпаний (пока не включены).
Процентная ставка растет на 0,5 процентного пункта больше, чем средняя доходность старых выпусков. Вроде мелочь, но на таких суммах – это деньги. Старые еврооблигации Украины будут обменяны на девять новых выпусков с доходностью 7,75%, которые будут погашаться, начиная с 2019 года, выплатами по $1,7 млрд. Другими словами, четыре года передышки по выплате самих займов, платим только проценты по ним.
Самое интересное – еще одни ценные бумаги, VRI, которые мы дарим инвесторам за сговорчивость и доходность по которым привязана к росту украинского ВВП. И вот это самое интересное.
Выплаты по VRI начинаются с момента, когда украинский ВВП превысит $125,4 млрд. (в этом году он будет около $84 млрд.). И вот тут заключается самая большая хитрость. Человеку непосвященному кажется, что между $84 млрд. и $125,4 млрд. – огромная пропасть. Кризис, понятное дело, затягивается, а когда будет рост? Когда рак свистнет.
При этом почти все упускают из виду, что номинальный ВВП Украины в 2013 году по расчетам МВФ составлял $178 млрд. Спросите, как же все так рухнуло? Неужели производство в два раза упало? Упасть-то оно упало, но дело не только в этом, а еще и в девальвации гривны. Мы-то считаем ВВП и бюджет в гривнах, потом переводим в доллары. При курсе 8 грн. за доллар – это одна цифра, при курсе 22 – совсем другая. Поэтому к падению прибавился еще и элемент курсовой разницы.
Отсюда следует, что дальше цифровой ВВП может расти. Мы приспособимся к новым ценам, опять же тарифы повышены, в том числе и в долларовом эквиваленте. Вопрос, как нагнать цифры в валюте, не стоит. Другое дело, как добиться реального роста и промышленности, и ВВП? Здесь совсем иной уровень задачи. И мудрые западные триллионеры это понимают, поэтому и привязали старт к цифре, а не к проценту роста. Для начала.
Хотя к проценту они привязались тоже. В плане размера выплат. По договору о реструктуризации сумма выплат по VRI будет зависеть от роста украинского ВВП с 2021 по 2040 год: до 3% роста в год – выплаты нулевые, от 3% до 4% – 15% от одного процента ВВП. Если рост ВВП будет больше 4% – то с прироста ВВП Украина должна будет отдавать 40% (помимо 15% с прироста от 3% до 4% ВВП). До 2025 года максимальные выплаты по VRI ограничены суммой в 1% ВВП, на следующие 15 лет ограничений нет.
Понятно, что кредиторы не думают, пардон за цинизм, жить вечно, но работаю, так сказать, на перспективу, на детей и внуков, которым они оставят свой бизнес. Яресько и Яценюк работают на свое спасение и в какой-то мере на передышку для страны, погрузившейся в экономический мрак.
Они сделали все, что смогли – переложили основное бремя выплат на наших детей и внуков. Авось они будут жить лучше и платить больше. То есть чтобы их внуки заработали, мы вынуждены были сделать так, чтобы наши внуки платили. Впрочем, их собственные дети, скорее, будут в лодке кредиторов. Особенно Натали Энн. А роль должников исполнят наши с вами подросшие наследники.
Конечно, есть такой аргумент, что украинцы на самом деле надули тупых янки и подсунули им пустышку – что наш ВВП до 2040 года расти больше 3% не будет. И платить свыше нам ничего не придется. И вообще, что там будет через пару десятков лет – то ли эмир умрет, то ли ишак сдохнет, – никто предсказать не может. Но таких оптимистических пессимистов не много.
Аналитики-математики исходят из прикладных подходов и подсчитывают, какая сумма выплат может набежать за 20 лет. Аналитик Центра экономических стратегий Мария Репко выложила на «ЛИГЕ» формулу расчетов, которую я своим скудным умишком не понимаю, но, может, кто-то из читателей поймет.
Если 3% прирост реального ВВПt-2 4%, платеж = 15% х номинальный ВВП в гривне t-3 х (1 + дефлятор ВВПt-2) х (прирост реального ВВПt-2 - 3%).
Если прирост реального ВВПt-2 > 4%, платежt = 15% х номинальный ВВП в гривнеt-3 х (1 + дефлятор ВВПt-2) х 1% + 40% х номинальный ВВП в гривнеt-3 х (1 + дефлятор ВВПt-2) х (прирост реального ВВПt-2 — 4%).
Но самое забавное подстерегало украинскую демократию не в Сан-Франциско, а в Москве. Россия опять проявила дьявольскую хитрость и подложила под наш гениальный план жирную свинью.
Как только новость о реструктуризации долга была объявлена официально, встал вопрос $3 млрд. украинских еврооблигаций, которые мы должны погасить в декабре этого года. Министр финансов РФ Антон Силуанов в телефоном интервью агентству Bloomberg заявил, что Россия не согласится на предложенные условия и будет требовать своевременного погашения. Украина в ответ на это заявила, что все кредиторы находятся в равных условиях, даже те, кто не участвовал в переговорах. По правилам – согласия 2/3 кредиторов достаточно, все остальные обязаны выполнять решение большинства. Поэтому хочет того РФ или нет, но мы принудительно спишем 20% их долга и реструктуризируем остаток.
И тут, надо же, такой нежданчик – как рассказал в комментарии УНН Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, Украина взяла кредит у России в 2013 году под 5% годовых. Списание 20% российского долга уменьшит его объем с 3 млрд. долл. до 2,4 млрд. долл. Но при этом нам придется платить дополнительный процент за обслуживание этого долга в размере... 7,75% годовых. Как мы договорились с остальными кредиторами. Таким образом, мы дарим злому Путину 70 млн. долл. дополнительно в год. За 4 года переплаты составят 300 млн. долл. Мелочь, а неприятно.
С другой стороны, если отдать россиянам $3 млрд. в декабре, то Ляшко, «Самопомич» и другие, завопят «зрада!». И аргументировано докажут, что мы отдали «рашке» те самые $3 млрд., которые сэкономили на западных кредиторах. Кстати, еще $600 млн. у нас останется. Как говорится, на лекарства.
Егор Смирнов Источник: Версии http://versii.com/news/333571/print
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Реструктуризация: внуки заплатят Западу, а мы РФ?