Дальнейшая судьба не поставленных России кораблей «Мистраль», похоже, начинает проясняться. Появляются все новые свидетельства того, что корабли в итоге будут проданы Египту – а России на этом даже удастся еще дополнительно заработать: для вертолетоносцев нужны вертолеты. Сама сделка в итоге зависит во многом именно от решения России.
Москва пока не дает разрешения на реэкспорт вертолетоносцев «Мистраль» в третьи страны, сообщил в четверг представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России.
Отметим, что в этот же день крайне любопытная новость поступила с продолжающегося в подмосковном Жуковском авиасалона МАКС-2015. «Египет заказал вертолеты Ка-52», – сообщил ТАСС военно-дипломатический источник. «Пока выдан только заказ, поставки еще не начались», – уточнил собеседник агентства. Следует отметить, что существует модификация Ка-52К, создававшаяся с прицелом на размещение на десантных кораблях типа «Мистраль». Еще в июле 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Герой России Сергей Михеев сообщил, что вертолетоносцы, которые тогда строились Францией для России, будут иметь авиакрыло на 16 вертолетов, из которых восемь Ка-52К и восемь Ка-29.
Египет фигурирует в числе возможных покупателей двух «Мистралей», которые строились для России, но после расторжения контракта остались в распоряжении Франции. Накануне некий неназванный представитель французского правительства сообщил The Wall Street Journal, что Париж и Каир ведут переговоры о продаже.
Впрочем, вице-премьер России Дмитрий Рогозин в среду назвал коммерческой тайной возможное обсуждение на высшем уровне вопроса о заинтересованности в покупке «Мистралей» Египтом. Он отметил, что теперь вопрос продажи и покупки «Мистралей» находится только в ведении Франции.
Как бы то ни было, резонно предположить, что Египет планирует приобрести не просто партию российских «Катранов» – Ка-52К – в качестве авиакрыла для «Мистраля».
Курс на Синай?
В гипотетической сделке между Парижем и Каиром есть еще одна заинтересованная сторона, помимо России. 7 августа высокопоставленный источник в правительственных кругах Франции сообщил Le Monde, что интерес к покупке проявила Саудовская Аравия – которая фактически приобретает вертолетоносцы для Египта. «Король Саудовской Аравии Салман хочет создать флот в Египте, достойный королевского имени, который будет способен защитить страны в Красном и Средиземном море», – сказал источник. «Мистраль» рассматривается как средство обеспечения сил коалиции на море, добавил собеседник Le Monde.
Издание напоминает, что 30 июля министр обороны Саудовского Королевства, принц Мухаммад бин Салман и президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси подписали соглашение по экономическому сотрудничеству и безопасности – Le Monde расценивает это как первый шаг к созданию общеарабской военной коалиции.
В свою очередь французский источник, беседовавший на ту же тему с The Wall Street Journal, также высказал предположение, что приобретение «Мистралей» укрепило бы усилия Каира в борьбе с боевиками группировки «Ансар Бейт аль-Макдис» – филиала «Исламского государства» в районе Синайского полуострова. Отсюда ИГ угрожает как самому Египту, так и Саудовской Аравии, и опосредованно – другим нефтяным государствам Аравийского полуострова. В том числе речь идет об угрозе судоходству и транспортировке нефти по Суэцкому каналу.
Помимо прочего, источник упомянул, что продажа «Мистралей» Египту могла бы также укрепить связи Франции с теми союзниками на Ближнем Востоке, кто испытывает сомнения по поводу приверженности США региональной безопасности.
Корабли «на выданье»
Впрочем, египетский вариант – не единственный. Хотя Олланд и заявлял, что после расторжения контракта с Россией Париж без проблем найдет покупателей для «Мистралей», на деле будущая «прописка» вертолетоносцев остается неизвестной.
Накануне французская Tribune сообщила, что Сингапур направил во Францию миссию для изучения целесообразности приобретения кораблей. Высказывались предположения, что тема покупки «Мистралей» может обсуждаться во время предстоящего визита министра обороны Франции Жана-Ива Ле Дриана в Малайзию – впрочем, Париж поспешил опровергнуть эти слухи.
Ранее в прессе высказывались предположения о том, что покупкой «Мистралей» могут заинтересоваться Объединенные Арабские Эмираты, ЮАР и даже Канада. Авторитетное военно-аналитическое издание Jane's Defence упоминало Турцию как возможного покупателя.
В середине июля известный американский военный эксперт, адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли, военный эксперт Роберт Фарли высказал предположение, что Франция может предложить построенные для России «Мистрали» Бразилии.
«Франция вернула все деньги»
Представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России, комментируя заявление о том, что Москва не дает разрешения на реэкспорт «Мистралей», отметил: «Франция вернула России все деньги» за корабли – порядка 900 млн евро. Россия напрямую за вертолетоносцы «заплатила на момент разрыва контракта 800 млн евро», также пояснил источник. По его словам, в сумму 900 млн евро входит в том числе возврат средств за проведение опытно-конструкторских работ по разработке палубного вертолета К-52К, обучение специалистов по управлению «Мистралями», а также строительство причальной стенки для базирования этих кораблей во Владивостоке.
Как сообщил накануне гендиректор Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) Александр Якунин, бортовые комплексы управления, разработанные для «Мистралей» предприятиями ОПК, будут установлены на новейшие корабли ВМФ России.
«На базе нашего предприятия «Интелтех» мы построили серьезный испытательный стенд, на котором была проделана очень большая работа по сопряжению различных корабельных и радиоэлектронных систем, предназначавшихся для вертолетоносца типа «Мистраль», – сообщил Якунин. – Полученный опыт, несмотря на известный финал этой истории, будет использован в нашей кораблестроительной программе при создании новой интегрированной системы боевого управления для перспективных кораблей, в том числе авианесущих».
Россия – держатель сертификата
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что запрет на реэкспорт «Мистралей» будет связан с конкретной страной, куда Франция захочет продать эти корабли.
«На некоторые элементы «Мистралей» Россия – держатель сертификата конечного пользователя. И вопрос в том, а если Франция решит поставить эти корабли нашим, так скажем, оппонентам? Например, той же Украине... Или некоторым другим странам, которые являются геополитическими оппонентами России. Москва хочет иметь в этом вопросе решающее слово», – считает Мураховский.
В случае, если Франция попытается проигнорировать позицию России, у Парижа могут возникнуть серьезные проблемы.
«Есть международные правила военно-технического сотрудничества. Ежели Франция проигнорирует сертификат конечного пользователя, то тем самым она даст России карт-бланш на такие же нарушения. Это откроет для России возможность для поставки вооружений некоторым странам и группам, где Франция, например, принимает участие в боевых действиях», – предупредил эксперт.
Напомним, в прошлом году Париж приостановил поставку кораблей, за которые получил деньги, мотивируя это своим несогласием с политикой России на Украине. Оппозиция и профсоюзы Франции раскритиковали президента Пятой республики за отказ поставить России «Мистрали», намекнув на давление со стороны Вашингтона.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3923
Рейтинг поста:
--------------------
- гипертрофированное самомнение - верный путь к деградации...