Fitch понизило рейтинг Украины до уровня «дефолт неизбежен»
Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины до «C» («дефолт неизбежен») с «CC» («высокая вероятность дефолта») после сообщения о реструктуризации внешнего долга.
Информацию об этом передает РИА «Новости».
Напомним, Киев достиг договоренности с кредиторами о списании 3,6 млрд долларов долга по облигациям на общую сумму около 18 млрд долларов. Киев также пообещал, что международные кредиторы Украины получат дополнительные платежи со стороны Киева, если до 2020 года экономика страны будет расти больше, чем прогнозирует Международный валютный фонд. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на новости о списании долгов украинские облигации начали дорожать, а бумаги с погашением в июле 2017 года показали рекордный рост. Так, евробонды Украины на 12.32 мск со сроком обращения до июля 2017 года выросли в цене на рекордные 8,9 цента – до 64,5 цента за 1 доллар номинала. Гособлигации с погашением в апреле 2023 года поднялись на 5,7 цента – до 60,14 цента за 1 доллар номинала.
«Это означает, что даже те немногие инвесторы, которые все еще пытались покупать/продавать украинские еврооблигации, сейчас их сбрасывают», – пояснил Александр Охрименко из Украинского аналитического центра.
Между тем глава украинского правительства Арсений Яценюк подтвердил, что «ожидаемый врагами Украины» дефолт не состоится, поскольку Киев достиг соглашения с кредиторами.
Национальный банк Украины на фоне объявления о достижении договоренности между Киевом и кредиторами принял решение снизить ключевую ставку с 28 августа на 3 процентных пункта – с 30% до 27% годовых.
В четверг сообщалось, что Киев попросил Россию «принять условия списания других кредиторов». Однако министр финансов Антон Силуанов заявил, что Москва не станет этого делать. Российский министр также сообщил, что 3 млрд долларов, которые Россия получит от Украины, планируется направить на развитие инфраструктуры.
При этом украинская сторона заявила, что Россия в случае несогласия с условиями реструктуризации долга Украины имеет право вступить в отдельные переговоры.
От сделки с кредиторами Украина только проиграла
Бурными победными реляциями украинские власти отмечают долгожданное подписание соглашения о реструктуризации своих внешних долгов. На радостях Петр Порошенко даже выдвигает условия по реструктуризации долгов, взятых у России. Радоваться, однако, особо нечему – судя по реакции рынков, международные инвесторы приравняли это соглашение к признанию Украиной своей неплатежеспособности.
После шести месяцев тяжелых переговоров с кредиторами Украина договорилась о списании 3,8 млрд долларов из 19,3 млрд долларов долгов, сообщила глава министерства финансов страны Наталия Яресько.
«Все разговоры о реструктуризации российского долга со стороны Украины могут быть лишь просьбой, мольбой о помощи, не более того»
Переговоры шли тяжело. Киев настаивал на списании 40% долгов. Частные кредиторы во главе с американским венчурным фондом Franklin Templeton хотели вернуть всю сумму. В итоге достигли такого компромисса: кредиторы списывают 20% долга, а оплату остальной части – 15,5 млрд долларов – переносят на 2019–2027 годы.
«В ближайшие четыре года Украина не будет погашать тело кредита, и наши обязательства, которые мы должны были платить, начиная с 2015 года переносятся на четыре года», – заявил премьер-министр Арсений Яценюк. «Стоимость обслуживания наших кредитов не повышается в общем объеме, который совершает государственный бюджет на обслуживание кредитов», – добавил он. Осталось завершить юридические процедуры.
Украинские власти раздули из этого события настоящее пиар-шоу. «Шесть месяцев министр финансов Яресько вела неравные переговоры, мало кто надеялся, что Украина успешно окончит переговоры. Ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится», – радуется Яценюк.
Глава МВД Арсен Аваков пошел дальше и по случаю достижения договоренностей с кредиторами подарил министру финансов Наталье Яресько вазу для цветов в виде гильзы от 120-мм снаряда, декоративно расписанной художником. Списание 20% долгов он назвал «победой на финансовом фронте».
«То, чего вы добились с премьером, – это большущий подвиг на финансовом фронте. Я думаю, что в мемуарах ты когда-нибудь об этом напишешь», – сказал Аваков, обращаясь к Яресько. Такую же гильзу глава МВД вручил и премьер-министру Арсению Яценюку. Этот пафосный победный момент сняли на видео, на котором Аваков в конце, похлопав по спине Яценюка, сказал: «Радуйтесь, пока не потратили деньги».
Яресько в свою очередь обещает, что соглашение укрепит финансовую стабильность Украины и станет важным шагом на пути к экономическому росту. По ее словам, Украина пообещала кредиторам, что если после 2020 года экономика страны будет расти больше, чем прогнозирует МВФ, то кредиторы даже получат дополнительные платежи. «При росте экономики от 3% до 4% кредиторы получат 1% от стоимости этого роста, а при большем росте получат еще больше», – заявила глава минфина.
Глава НБУ Валерия Гонтарева также была очень довольна. Она уверила, что успешное завершение переговоров позволит постепенно снять действующие ограничения на финансовом рынке. «Первый шаг в снятии лимитов для нас – это лимит на покупку наличной валюты населением, постепенно снятие лимита на выдачу валютных депозитов, а также сокращение количества документов, необходимых для покупки валюты на межбанковском валютном рынке», – уточнила Гонтарева.
Победа оказалась липовой
Однако биржи в реальности расценили эту «победу» как поражение. На новости о списании долгов украинские облигации начали дорожать, а бумаги с погашением в июле 2017 года показали рекордный рост. Так, евробонды Украины на 12.32 мск со сроком обращения до июля 2017 года выросли в цене на рекордные 8,9 цента – до 64,5 цента за 1 доллар номинала. Гособлигации с погашением в апреле 2023 года поднялись на 5,7 цента – до 60,14 цента за 1 доллар номинала. «Это означает, что даже те немногие инвесторы, которые все еще пытались покупать/продавать украинские еврооблигации, сейчас их сбрасывают», – говорит Александр Охрименко из Украинского аналитического центра.
Реструктуризация долгов воспринимается инвесторами как фактический дефолт Украины. «Согласно международным правилам, когда списываются долги – это дефолт. Если вы не погашаете полную сумму долгов, это означает, что вы признаете свою неплатежеспособность», – отмечает украинский экономист. Соответственно, Украина не сможет разместить еврооблигации на международных рынках, привлечь кредиты частных инвесторов или прямые инвестиции. «Причем эта проблема будет и в следующем году, и через пять–шесть лет. Может быть, через десять лет забудут эту историю, но сейчас будет большая проблема», – говорит Охрименко.
Эксперты сомневаются, что эта сделка хоть как-то в лучшую сторону изменит ситуацию в экономике страны. Поэтому, было бы это соглашение с кредиторами или нет, Украина все равно не стала бы платить в ближайшие годы по долгам, так как денег попросту нет. Разница лишь в том, что в текущем контексте украинским властям легче представить ситуацию как победу. Сделка, по сути, лишь позволит Украине продолжить сидеть на кредитной игле МВФ (реструктуризация долгов – это было условие фонда). Однако, как известно, МВФ выдает деньги лишь на оплату собственных старых долгов и на пополнение ЗВР страны.
Эксперты, опрошенные Bloomberg, также иронизируют над пафосом киевских властей, особенно учитывая условия, которые выдвинули кредиторы в обмен на отсрочку платежей. Условия касаются ВВП, соотношения госдолга к ВВП и других макроэкономических показателей. В частности, эта сделка должна привести к экономии 15,3 млрд расходов на обслуживание долга в течение четырех лет и к уменьшению долговой нагрузки до уровня ниже 71% от ВВП. «Кредиторы исходят из такой логики, что показатели экономики Украины не должны их пугать, тогда они могут пойти навстречу, подождать оплаты долгов. На сегодняшний момент сложно сказать, что Украина их выполнит. Хотя все может быть», – говорит Александр Охрименко.
«Сделка кажется краткосрочным решением, но она не решит проблемы неприемлемого уровня задолженности, – говорит Bloomberg инвестиционный трейдер в основные капиталы Украины Виталий Сивач. – Кредитные рынки, скорее всего, останутся закрытыми для Украины. И, как следствие, инвестиций в страну не будет до тех пор, пока уровень долга не достигнет более устойчивого уровня. ВВП в результате пострадает».
Четырехлетняя отсрочка не облегчит серьезно ситуацию в стране, согласен лондонский стратег из Societe Generale SA. Он не уверен, что Украине удастся выполнить те условия, которые кредиторы поставили в обмен на отсрочку долгов, поэтому не исключает, что Киеву в течение следующих трех лет потребуется снова садиться за стол переговоров с кредиторами.
Главный недостаток в том, что сделка может привести к новой волне бегства иностранных банков из страны. «Итальянский банк UniCredit уже продает свое украинское отделение, и не исключено, что другие зарубежные инвесторы тоже захотят уйти», – говорит Охрименко.
«С одной стороны, это такой пиар-ход, но на практике получается, что больше убытка, чем дохода. Это всегда характерно для таких ситуаций, когда выдают желаемое за действительное, пытаются пиар-ходом что-то сделать», – считает украинский экономист.
«Фактически мы объявили дефолт – часть списали, часть заплатим через несколько лет. А надо было реструктуризировать без списания долга. Просто отсрочить. Тогда можно было бы размещать облигации и привлекать новых инвесторов. Согласно международной практике это дефолт, и во всех отчетах будут писать: «дефолт», – резюмирует Охрименко.
Киев может только просить Россию об отсрочке
Договорившись с коммерческими кредиторами, Киев сразу поднял вопрос задолженности перед Россией. В декабре этого года Киев должен вернуть РФ 3 млрд долларов. Петр Порошенко прямо заявляет, что Россия, по его мнению, должна поступить так же, как и частные кредиторы – то есть попросту списать часть задолженности.
С одной стороны, позитивным является факт, что Украина в принципе этот долг признала и от него не отказывается. Но с другой – украинские власти пытаются представить ситуацию с российским долгом так, будто это Москва специально как кредитор уклоняется от решения проблем украинских долгов. Хотя эта задолженность в принципе не подлежит реструктуризации, о чем прекрасно осведомлены в Киеве.
Минфин Украины обратился с просьбой к России списать долги на тех же условиях, что и другие, коммерческие кредиторы. В случае несогласия с условиями реструктуризации долга Россия имеет право вступить в отдельные переговоры, добавили там. Яценюк в свою очередь предупредил, что Россия не присоединилась к комитету кредиторов и не получит ни при каких обстоятельствах лучших условий, чем получают другие кредиторы Киева.
Киев уже не раз на словах пытался приравнять долг перед Россией к коммерческому, что позволяет требовать реструктуризации, как от группы коммерческих кредиторов во главе с Franklin Templeton. Однако Киев сознательно умалчивает, что долг перед Россией и долг перед коммерческими кредиторами – это две принципиально разные вещи. Официальный государственный долг перед Россией не подлежит реструктуризации точно так же, как это не предусмотрено в отношении задолженности Украины перед МВФ.
Киев не раз уже позволял себе спекуляции вокруг долга перед Россией. Однако говорить можно что угодно, но идти против европейского законодательства Яценюк вряд ли посмеет. Долги, которые купила Россия, являются классическими еврооблигациями, которые размещены на Ирландской фондовой бирже. Конечный бенефициар бондов – государство Россия, а не частный инвестиционный или венчурный фонд.
Россия давно высказала свою позицию по этой задолженности. Министру финансов Антону Силуанову пришлось уже в который раз напомнить ее Украине: Москва не станет принимать участие в реструктуризации долгов Украины, ибо не обязана. Россия имеет полное право требовать от Украины полной оплаты долга. Москва и так пошла навстречу Киеву, когда не стала требовать досрочного погашения задолженности. Хотя Россия еще год назад могла это сделать, так как Киев нарушил одно из главных условий займа – норматив по непревышению уровня госдолга к ВВП.
Поэтому все разговоры о реструктуризации российского долга со стороны Украины могут быть лишь мольбой о помощи, и не более того. Однако честно признать неплатежеспособность и попросить помощи у России, которую они в открытую называют «страной-агрессором», украинским властям политически невыгодно.
«Денег на оплату этого долга на Украине нет. Дадут ли их, и кто даст – не знаю. На сегодняшний момент никто их давать не обещал», – подтверждает Охрименко. Если Украина в декабре не заплатит России 3 млрд долларов, то это будет означать для нее уже полный дефолт. А Россия в этом случае будет через международные суды добиваться оплаты этого долга, и, без сомнения, суд примет ее сторону. Вот только фактической оплаты можно будет ждать долго.
Теоретически в качестве жеста доброй воли Москва могла бы пойти на списание 20% долга (0,6 млрд из 3 млрд долларов) и отсрочить оставшиеся выплаты на несколько лет. В принципе, сейчас предложение списать 20% выглядит даже выгодным, так как котировки двухлетних евробондов Украины примерно на 35% ниже номинала, говорит Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». Однако, поскольку делать такие щедрые жесты Россия не обязана, вопрос реструктуризации этого долга можно будет увязать с вопросом оплаты долга за газ или с другими условиями. Еще один вариант – за Украину перед Россией расплатится МВФ, от которого ожидается кредит еще на 5 млрд долларов. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|