Чтобы иметь возможность следить за перипетиями греческой драмы, надо помнить, что после кризиса 2008 года тройка кредиторов (ЕЦБ, МВФ и Еврокомиссия) ввела в Греции внешнее экономическое управление, назвав это «помощью» и «спасением от дефолта».
«Тройка» спасала не Грецию, она спасала деньги держателей греческих гособлигаций - немецких, французских и американских банков - за счет секвестра социальных расходов и распродажи государственного имущества (в первую очередь, немцам).
В этих условиях победа Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) на досрочных парламентских выборах в январе 2015 года была встречена большей частью общества как избавление. А ее молодой лидер Алексис Ципрас воспринимался чуть ли не как мессия. Да и заявления его были под стать избавителю: «Греция перевернула страницу. Мы написали историю. Тройка уже в прошлом, и мы навсегда покончили с жесткой экономией… Изменим ЕС изнутри». Так говорил Ципрас семь месяцев назад. Той ночью, с 25 на 26 января 2015 года, грекам казалось возможным всё…
* * *
Не сумев, однако, добиться от «тройки» хотя бы частичного списания долгов и смягчения условий кредитования, правительство Алексиса Ципраса в июле вынесло вопрос о принятии ультиматума международных кредиторов на общенациональный референдум. И народ новым планам окончательного порабощения Греции сказал твёрдое «нет» - 62% голосов.
А дальше произошла обычная в политике вещь: правительство, несмотря на «нет» народа, проголосовало «да» и приняло все требования кредиторов, подписавшись под условиями предоставления нового пакета помощи (так называемого «третьего меморандума»), который еще хуже того пакета, от которого греки отказались на июльском референдуме.
Победа коалиции СИРИЗА на выборах в январе была обеспечена двумя взаимоисключающими обещаниями избирателям: Греция останется в зоне евро; Греция не пойдёт на условия «тройки». Теперь греки имеют и евро, и условия «тройки».
Политическая цена этого шага – раскол в правящей партии СИРИЗА и новый политический кризис. При голосовании за ратификацию соглашения по третьей программе помощи левое крыло СИРИЗА во главе с бывшим министром промышленной реформы, энергетики и экологии Панайотисом Лафазанисом отказалось поддержать Алексиса Ципраса, резонно поставив ему в вину нарушение им предвыборных обещаний, и решительно выступило против нового соглашения с международными кредиторами.
Группа Лафазаниса образовала новую парламентскую фракцию «Народное единство» из 25 депутатов, а 26 августа греческая газета Naftemporiki сообщила, что из СИРИЗА в «Народное единство» перешли еще 53 депутата.
Об экономической цене для греков новых уступок международным кредиторам надо сказать особо. Греция получит пакет помощи объемом 86 млрд. евро, но режим внешнего экономического управления ужесточится. «Тройка» продолжит регулярный мониторинг греческого бюджета. Существенным новым моментом является то, что финансировать «помощь» Греции должен будет залоговый приватизационный фонд, в котором сосредоточены крупнейшие греческие госактивы на сумму 50 млрд. евро и который отойдёт кредиторам в случае невозможности страны выплачивать долги в будущем. В числе этих активов крупнейшие банки Alpha, Piraeus Bank, National Bankо, газовый импортер и дистрибутор DEPA, нефтеперерабатывающая компания Helpe, аэропорты и другие инфраструктурные объекты. Правительство уже одобрило продажу 14 региональных аэропортов страны немецкой компании Fraport AG-Slentel Ltd.
Кроме того, Афины обязались продолжить налоговые реформы, упростить процедуру увольнения работников, отменить досрочный выход на пенсию, а также произвести либерализацию рынков газа и лекарств, услуг ЖКХ. Ряд опасных для экономики Греции мер вроде повышения НДС для туристического бизнеса на островах были утверждены парламентом еще в июле.
Комментируя последние события в Греции и вокруг нее, итальянская газета Repubblica писала: «Европа осталась, какой была, «тройка» навязала Афинам новый план жесточайшей экономии. Изменилась лишь СИРИЗА: партия раскололась надвое».
* * *
Оказавшись в парламенте в меньшинстве, Ципрас решил подать в отставку и пойти на досрочные выборы. Третье по счету в этом году всеобщее голосование ориентировочно состоится 20 сентября.
По мнению греческих СМИ, сообщает dw.com, Ципрас своими действиями преследует две цели: с одной стороны, он хочет порвать с левым крылом партии СИРИЗА, которая голосовала в парламенте против программы жёсткой экономии. С другой стороны, он желает получить от избирателей новый мандат, прежде чем в Греции будет запущена новая программа жесткой экономии и развернётся распродажа государственных активов.
В Брюсселе решение Ципраса провести выборы поддержали. «Досрочные выборы в Греции могут усилить поддержку программы помощи Европейского стабилизационного механизма, которая только что была подписана Ципрасом от имени Греции», - заявил журналистам представитель председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера.
Время для досрочных выборов выбрано вроде бы удачное. Греки понимают, что проблема унизительной внешней зависимости не решена. Однако банки и банкоматы снова работают, что на многих действует успокаивающе. Всем хочется думать, что самое плохое позади.
Однако сентябрь – не июль. Настроения в обществе быстро меняются. Бывший министр финансов Янис Варуфакис говорит, что банкиры ведут себя «нагло» – «увеличивают невозвратные кредиты и делают вид, что это вовсе не «плохие» кредиты, чтобы получить еще деньги».
Люди, которые в ночь после референдума скандировали «Хватит с нас унижений!», могут и не проголосовать за унизившего их Ципраса. В этой обстановке выборы с высокой степенью вероятности завершатся тупиком, когда ни одна из партий не получит преимущества, достаточного для создания устойчивого правительства. Непредсказуемость всего хода общественно-политической жизни Греции увеличивается с каждым днём.