Противники государственных корпораций любят критиковать их за неповоротливость, неспособность быстро адаптироваться к рынку и постепенное превращение в сборище бездельников, которые ничего не делают, но получают хорошую зарплату, соцпакет и гарантированную работу до конца жизни.
Россия в этом плане не является уникальной страной, а российские компании не являются уникальными жертвами критики. Качество управления компанией, ее финансовые результаты и сфера деятельности не имеют никакого значения. Аскетичный норвежский гигант Statoil и любящий откаты бразильский Petrobras критикуются почти одинаковым образом, причем критика интенсифицируется тогда, когда кто-то в очередной раз пытается протолкнуть через норвежское или бразильское правительство очередную приватизацию.
С одной стороны, довольно часто такая критика является просто инструментом политического давления, но, с другой стороны, иногда она оказывается справедливой. Когда госкомпания начинает вести себя как министерство, а менеджмент начинает работать для себя, а не для акционера (то есть, для государства), то начинаются серьезные проблемы, которые рано или поздно приводят компанию к безвременной кончине.
Приватизация в этом плане не помогает почти никогда, так как частные менеджеры ничуть не меньше склонны к созданию синекур для себя, своих друзей, близких и знакомых. Очень часто происходит замкнутый цикл самоуничтожения компании: акционер замечает, что компания теряет деньги и пытается оптимизировать затраты. Менеджмент радостно "берет под козырек" и начинает активно оптимизировать тех, кто, собственно, и производит в компании добавленную стоимость.
Ситуация становится еще хуже, и это провоцирует очередной вал оптимизаций, который чаще всего и добивает компанию.
В такой цикл может попасть и государственная, и частная компания. В российской действительности в аналогичные циклы впадают целые министерства. Еще раз подчеркиваю красным: приватизация — не вариант. Она не обладает магическим действием. Уверен, что практически любой специалист, который проработал достаточное время в частном секторе, легко вспомнит один или несколько примеров компаний, которые загнулись из-за того, что вполне частное руководство хотело сохранить "норму прибыли" любой ценой.
Как и любая болезнь, превращение компании в сборище "обсуждателей офисных событий у кулера" лечится профилактикой. В этом плане достойна уважения практика некоторых (к сожалению, не всех) японских компаний, в которых ротация и сокращение менеджмента — это первый ответ на внешние и внутренние вызовы. Злоупотреблять этим методом не следует, конечно, но как профилактика от синдрома "один с сошкой, а семеро с ложкой" — метод идеален. А для того, чтобы он работал совсем хорошо, нужно его применять не во время кризиса, а в рамках какой-то внятной стратегии самой компании.
Казалось бы, что в российских компаниях, которые не славятся повышенной эффективностью, такое невозможно представить. Но нет! После весеннего массированного сокращения менеджеров среднего звена, коих было уволено более 40 тысяч, Ростех задался целью сократить примерно наполовину численность своего центрального аппарата. Для этого уже проведена соответствующая оценка полезности и эффективности сотрудников.
Более того, удалось избежать типичной проблемы "русской оптимизации", когда количество начальников сокращается вдвое, а зарплата оставшихся растет в 4 раза. В случае Ростеха, оставшиеся 316 сотрудников центрального аппарата будут получать на 10% меньше. Даже в сокращении менеджмента проявилась социальная направленность: уволенным дают возможность пройти переквалификацию.
С точки зрения стороннего наблюдателя, инициативе Ростеха не хватает всего одного аспекта, но он не зависит от самой компании. Хотя Ростех и большая компания с более чем 400 тысячами сотрудников, этой менеджерской оптимизации не хватает масштаба.
Очень хочется распространить эту практику на всю страну. "Менеджера к станку!" - это хороший слоган для новой индустриализации.
Сейчас у нас сложилась странная ситуация. В каждом вагоне метро у нас по 10 руководителей отделов, минимум 3 замдиректора и хотя бы один зиц-председатель совета директоров дагестанского банка. Непонятно, кого в стране больше: бомжей или стартаперов, - тем более что одеваются они похожим образом.
Надо это как-то менять. Слоган "Менеджера к станку!" можно дополнить и развить. Например, "Мерчендайзера на буровую!" и "Стартапера на целину!" - тоже хорошие идеи. На примере самой успешной государственной технологической компании видно, что этого можно добиться. Хочется надеяться на самое широкое распространение этого опыта.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1530
Рейтинг поста:
Лично я типичный офисный планктон, но у меня топовая должность и свободный график. НО, поставь меня к станку - нагну раком большинство мастеров с 20 летним стажем. Очень люблю работать руками, в абсолютно разных сферах, от дерева, матала и камня, до пошива одежды. Это хобби, расслабляет и мозги не напрягает.
В одной моей любимой книге, есть такой диалог:
- Ведь белка же тоже работает, бегает по лесу, собирает орехи на зиму...
- Ну какая это работа? Это бесплатный шопинг. Вот если бы она впаривала медвежьи какашки своим сородичам - вот это было бы работой..
Да, такова реальность, если голову никому не морочить!
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 83
Рейтинг поста:
Не скажу за тех, кто там у станка, а вот как на буровых на нынешнем Севере знаю. Золотое советское время, когда буровики были одни из самых высокооплачиваемых профессий, кануло в лету. Крайний Север теперь мало чем отличается от остальных регионов средней полосы. Зарплаты почти на том же уровне, что и средней полосе (отдельные исключения не беру), цены понятно, выше (завоз, однако). Хорошие з.п. получают благополучно пристроившиеся менеджеры, может еще в конторах типа Шлюмберже. Работяги же работают, по сути, за жилье, дорогу (кто-то за свой счет летает на работу, вахтовые рейсы отменили) и еду. Опять же, не скажу за все регионы, только за Западную Сибирь. На Сахалине (проект Сахалин-2) вроде как лучше.
Так что не надо тут ля ля про буровые. Если раньше буровики за 3-4 года могли себе заработать на дом на "Большой Земле" и авто (про шмотки уже не говорю), сейчас - на лекарства. "Модернизация и оптимизация" на Север тоже пришли.
Знаю, т.к. жил там 10 лет в свое время. И регулярно слухи доходят.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 656
Рейтинг поста:
Такую оптимизацию персонала необходимо провести в ЭЛЕКТРОСЕТЯХ и ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
А ещё проверить эффективность работы РАЗДЕРБАНЕНЫХ на мелкие кусочки Электросети и Железные ДОРОГИ.
Различная стоимость электроэнергия в разных регионах страны приводит к неравномерному развитию регионов, и чем более неравномерно развиты регионы, тем разрыв всё более увеличивается.
В ЖД теже проблемы. Вместо того, чтобы пускать дешёвые дизельэлектропоезда на пригородах, их просто закрывают, и а другая компания от ЖД на этих же маршрутах возит своих работников на смены. Так поступают например у нас на маршруте от Великих-Лук до Себежа. Поезд ходит, а пассажиров не возит. И кому спрашивается это выгодно? А руководителей стало ещё больше чем раньше как в ЭЛЕКТРОСЕТЯХ, так и на ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 107
Рейтинг поста:
Впрочем, наоборот то же не получится. Вряд ли из хорошего токаря выйдет толковый менеджер.
Очень сомнительно, что уволенные менеджеры из Ростеха пошли к станку. Да, кстати, как у нас увольняют? Так что работает, того и пинком под зад, а начальники остаются. Попристальней бы к структуре увольнений Ростеха подойти, может и совсем иные выводы были бы.
Кстати, а что эта контора такого значимого вообще сделала? Как то не слыхивал, может и пропустил чего.
Да, про Росатом и Кириешкой знаю, слышал. Про РосБанано с Чубайсом то же и их скандалами. А тут..... Реклама что ли? Как давеча была обсурдная реклама жигулетроителя из Роскосмоса?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 445
Рейтинг поста:
Те естественно тоже подумывают над увольнением - они же не ослики. Зато руководство браво рапортует о снижении расходов и экономии.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста: